XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

188 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI дого капитана—это изгнание из пределов их земли племени абунгов, охотников за головами. Прославившись как воитель, защитник своего края, он привлекает внимание султана Бантена и становится его представителем на юге Суматры. При активном участии Молодого капитана этот район постепенно включается в орбиту коммерческих интересов султана и его союзников — голландцев. Кроме того, герой обеспечивает им защиту от восставших горцев Западной Явы, стремящихся к свержению султана. Султан в ответ осыпает героя своими милостями. В дальнейшем Молодой капитан оказывает султану Бантена мно- жество других услуг, но, при всей лояльности, неизменно подчеркивает свою независимость и нежелание быть у того в долгу. Финальное бегство Молодого капитана и его сыновей под защиту британцев здесь выступает не как акт тру- сости, а как свидетельство невозможности оставаться под властью предавших его голландцев. Здесь Алауддин развивает тему предательства благородного героя его недостойным сюзереном, впервые прозвучавшую вранней малайской хронике — «Повести о раджах Пасея» (XIV в.). В стилистическом плане записки Энчика Алауддина неоднородны. При всей сжатости и динамичности рассказа о событиях, автор сохраняет пристрастие к эпическим клише и иным выразительным приемам, присущим традиционной литературе. И хотя по содержанию записки Энчика Алауддина безусловно являются сочинением нового времени, ясно, что стилистически они безусловно принадлежат словесности прошлого. Жураев Маматкул (Институт узбекского языка, литературы и фольклора АН РУ, Ташкент) Художественная эволюция и современное бытование узбекского народного героического эпоса «Алпамыш» 1. Формирование и художественная эволюция узбекского народного героиче- ского эпоса «Алпамыш» представляет собой сложный и многоступенчатый твор- ческий процесс, отражающий национальные особенности эпического мышления и своеобразие фольклорных традиций. Лучшие образцы дастана «Алпамыш», дошедшие до наших дней благодаря уникальной эпической памяти талантливых сказителей-бахши в видемногочисленных вариантов и версий эпических сюжетов, являются ценнейшим источником для изучения генезиса и художественно-эстети- ческих закономерностей развития эпического мышления, дают возможность ана- лизировать историческуюэволюциюэпических традиций в контексте поэтической трансформации художественной культуры Центральной Азии. 2. Архаический пласт сюжета дастана «Алпамыш» сложился в VI–VIII вв. среди тюркских племен горного Алтая в виде «богатырской сказки», т. е.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=