XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 189 Литература стран Азии и Африки сказки о богатыре, и служил основой для создания алтайского героического эпоса «Алып-Манаш». В связи с историко-этническими процессами IX–X вв., т. е. с переселением огузских племен, проживавших в предгорьях Алтая по низовьям Сырдарьи, этот эпический сюжет дошел до обширной территории Приаралья и стал развиваться как эпос, отражающий общественно-быто- вой уклад и художественно-эстетические взгляды кунградцев. Заметим, что с переселением узбекских племен в Южный Узбекистан «кунградская» версия дастана «Алпамыш» распространилась среди сказителей-бахши Сур- хандарьинского оазиса, что обусловило формирование в XVI веке сурхан- дарьинских вариантов данного эпического произведения. Когда кунградцы в XVI в. переселились в район Термеза и Байсуна, они принесли с собой в Южный Узбекистан из своих древних кочевий в районе Аральского моря более древнюю версию дастана. Этот вариант, т. е. пра-«Алпамыш», который был основой эпического репертуара сказителей-бахши племени кунград, про- живавших в районе Приаралья и низовьях Сырдарьи, и не дошел до наших дней, разумеется, сильно отличался от нынешней «байсунской» редакции «Алпамыша». История возникновения современных вариантов дастана «Алпамыш», зафиксированных в эпической традиции Сурхандарьинского оазиса, тесно связана с историко-фольклорным процессом, начавшимся в XVI в., когда талантливыми сказителями-бахши, проживавшими в районе Байсуна и в селениях окрестностей г. Термеза, создавались основные дастаны узбекского романического эпоса, а также новые варианты героического эпоса «Алпамыш». 3. «Алпамыш» широко бытует в эпическом ареале Южного Узбекистана, в том числе в эпическом репертуаре сказителей-бахши дастанной школы Каш- кадарьинской и Сурхандарьинской областей, живая исполнительская традиция которых продолжает развиваться и обогащаться в наши дни. Сурхандарьин- ские варианты дастана отличаются своеобразием сюжета, композиционной структуры и художественной интерпретации традиционных мотивов, а также поэтичностью эпического текста и распространением в виде цикла дастанов, включающего несколько эпических произведений об Алпамыше. 4. Фольклористическими исследованиями доказано, что сурхандарьинскую сказительскую традицию, внесшую значительный вклад в зарождение и раз- витие «кунградской» версии эпоса «Алпамыш», представляют три дастанные школы: Шерабадская, Бешкутанская и Байсунская. Своеобразное эпическое искусство талантливых сказителей — Касым-бахши (известного в народе под именами Касым-юзбоши и Касым-шаир) и Шерназара Бердиназар-оглы (известного какШерна-шаи» иШерна-юзбоши), проживавших вШерабадском районе Сурхандарьинской области в середине XIX в., — послужило основой для создания Шерабадской дастанной школы. Эта школа сильно отличалась от других только ей присущим своеобразным исполнительским мастерством

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=