XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 191 Литература стран Азии и Африки Бесфабульность чередуется с новаторскими композиционными ходами, характерными для литературы постмодернизма: фрагментация, флэшбэки, ретроспеции и др. 1 Каваками часто обращается к теме «призраков» и фрейдистскому вну- треннему конфликту: выстраиванию личных границ, обретению собственного голоса и нарратива, который стремятся заглушить «голоса» прошлого. Прео- доление экзистенциального кризиса — это воплощение эстетики постмодер- низма: рушится устоявшаяся система ценностей, и человек, отказавшись от поиска смысла существования, встает на позицию игры, сосредотачивается на поиске «личного пространства». Целью становится не конечный пункт, к которому движется герой, но путь к нему. Персонажи словно дрейфуют по жизни, ища свое место: часто поиск сопряжен с попытками раствориться в другом человеке, без которого жизнь кажется немыслимой. Потерянность и одиночество толкают их к различным формам эскапизма: жизнь проходит, как во сне, а воображаемый мир становится более «живым», нежели реальный (романы «Манадзуру», «Голос воды»). Подобно Энти Фумико в романе «Шипение змеи», Каваками Хироми поднимает тему материнства и ревности матери к дочери. В романе «Манад- зуру» героиня наблюдает, как взрослеющая дочь все больше походит на мужа, как бы отбирая его. В одном из эпизодов они втроем спят иероглифом «река» ( 川 ): ребенок сначала лежит посередине, защищенный родителями с обеих сторон. Но героиня нарочно перекладывает дочь на край, желая быть ближе к мужу. Тема взросления детей раскрывается и в рассказе «Дворец морского царя» 2 : главной героине является дух прапрабабки Ито, напоминающей ведьму- я- мамба . Она рассказывает о своей молодости, о том, как родила семерых детей, которых сначала водила за собой на веревочке, а потом «выбросила в море» — т. е. отпустила «в свободное плавание». В произведениях Каваками два ведущих художественных метода: психологи- ческий имагический реализм 3 . Особое внимание уделяется образамводы—аллю- зия на творчество Окамото Каноко 4 . Вода у Каваками представлена так: 1 Эко Умберто. Инновации и повторение: между эстетикой модерна и постмодерна. URL: http://textarchive.ru/c-2015762-p2.html (дата обращения: 10.09.2020). 2 Каваками Хироми. Дворец морского царя. Перевод с японского В. Мазурика // Теория катастроф: современная японская проза. М., 2003. С. 311–332. 3 Образцов А. В. Исторический модернизм/модерн // Постмодернизм в литературах Азии и Африки: очерки. СПб., 2010. С. 88. 4 Бреславец Т. И. «История старой гейши» в творчестве Окамото Каноко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 208–222.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=