XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 199 Литература стран Азии и Африки в ее войско духов — рудименты этих представлений существуют до сих пор (военно-морской флот Индонезии совершил ритуальные жертвоприношения богине в 2020 г.). Тем не менее, современный образ Ньяи Роро Кидул находится на стадии мифологического полураспада. Он десакрализируется благодаря двум фак- торам: тенденции к радикализации ислама среди традиционных мусульман Индонезии, и, как следствие, искоренения рудиментов ширка (многобожия) в народных представлениях, ритуалах и словесности, а также благодаря парал- лельному процессу тиражирования образа в массовой культуре. Развернутой цитатой в рассказе Интан становится образ индонезийской актрисы Сюзанны ( Suzzanna , 1942–2008), звезды индонезийских хоррор-фильмов 1980-х, неодно- кратно воплощавшей на экранах ведьм и нечисть ( hantu ), в том числе и Богиню Южного моря (см. например, фильм Nyi Blorong, «Королева змей», 1982 г.). Сборник «Женское колдовство» можно рассматривать как первый в Индо- незии эксперимент по соединению разнообразных фольклорных мотивов, включая конечно же автохтонные, и заимствованной западной формы. До появления таких писателей, как Эка Курниаван, Угоран Прасад и Интан Парамадита, литература ужаса однозначно считалась низким жанром бла- годаря чрезмерной и вульгарной эротизации. Интан Парамадите удается оставить эротику, встроенную в хоррор-дискурс, но повернуть оптику, обманывая ожидания типичной объективизации героини. Она не жертва, а хищница, femme fatale , источник страха и несчастий для желающего ее героя. «Во многих фильмах ужасов и книгах женщины часто объективизи- руются и демонизируются, и повествование заканчивается восстановлением порядка через смерть / наказание / и искупление женщин. Я предполагаю, что именно здесь вступает в силу феминистический ужас — он ставит под сомнение и переопределяет подобные консервативные формулиров- ки» 1 . В связи с чем представляется возможным обратиться к концепции Ю. Кристевой об отторгаемом ( abject 2 ) или же концепции отвратительного: выброшенные за рамки социальной приемлемости женщины оказываются не только а-бъективезированы (отторгнуты), но и становятся источниками страха.Художественный метод, который выбирает писательница, уникален. Авторское новаторство заключается в комбинации новой для индонезий- ской литературы формы (готический рассказ) и актуального содержания (феминистская повестка, угнетение и маргинализация «злых женщин», по выражению самой писательницы). 1 См. напр.: Pasaribu N. E. Feminist Reframing: an Interview with Intan Paramaditha, 2018. 2 Изначально авторство термина принадлежит З. Фрейду. Противопоставляемое субъекту и объекту, абъектное становится знаком чего-то отделенного и подавляе- мого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=