XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

214 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI Суворов М. Н. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Творчество йеменских романисток в первом двадцатилетии XXI в. Хотя жанр романа появился в литературе Йемена в 1970-е гг., первые образцы этого жанра, написанные йеменской женщиной, увидели свет лишь на рубеже XX-XXI вв. Речь идет о романах Азизы Абдаллах «Ахлям, Набиля» (1997), «Она доверилась факиху» (Арканаха ал-факих,1998), «Образ Вилайи» (Тайф Вилайа, б.г.) и «Обвинение в верности» (Тухмат ал-вафаʼ, 2002). Напи- санные в наивно-просветительской манере, эти романы представляют собой своего рода «мыльные оперы», в которых излагаются характерные для Йемена семейные истории с акцентом на женские судьбы. Совершенно иным в стилистическом отношении стал первый роман известной поэтессы-модернистки Набили аз-Зубейр «Это мое тело» (Иннаху джасади, 2000), представляющий собой сочетание потока сознания и внутрен- него монолога молодой женщины, страдающей от психического расстройства, вызванного тяжелыми жизненными обстоятельствами. Ощущение зыбкости, размытости границы между бредом героини и реалиями ее жизни создается в романе, помимо всего прочего, благодаря особому, насыщенному метафо- рами языку повествования. Второй роман писательницы «Туфли для Аиши» (Заудж хизаʼ ли-‘Аʼиша, 2012), написанный в более реалистической манере, посвящен жизни йеменских представительниц древнейшей профессии, чис- ленность которых в стране существенно возросла в 1990-е гг. из-за общего роста бедности. Молодая писательница Хинд Хейсам свой первый роман «Древесная война» (Харб ал-хашаб, 2003), написанный в манере, близкой к докумен- тальной, посвятила «мужской» теме — кровному конфликту между двумя племенными кланами в йеменской провинции. Второй ее роман «Близость и отчуждение» (ал-Унс ва-л-вахша, 2006) можно отнести к постмодерни- стскому направлению: это детективно-шпионская история, герои кото- рой — известные личности времен арабского Халифата, имеющие в романе «марионеточный» облик, — живут в пародийной копии сегодняшнего мира, куда они принесли с собой выдуманные писательницей тайны и интриги средневековья. Романы «Всего лишь любовь» (Хубб лайса илла, 2006), «Покорные жены» (‘Акилат, 2009) и «Моя Сана» (Сан‘аʼи, 2013) Надии ал-Каукабани, творчеству которой присуще сочетание художественного и публицистического стилей, посвящены по большей части женским судьбам. Эти судьбы рассматриваются писательницей в широком контексте культурных, экономических и социаль- но-политических проблем современного Йемена, уходящих своими корнями в прошлое страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=