XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

224 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI исповедях, полемике и т.п. персонажей. Отсутствие в средневековых языках грамматической нормы, ряд грамматических и стилевых особенностей весьма усложняет задачу выделения в текстах эпитета, в частности, в его художествен- ной стилистической роли. В санскритской классической поэтике эпитет никак не выделен и не вклю- чается в категорию средств художественной выразительности, хотя в санскрит- ской традиции литературной и эпической поэзии украшающий, в основном, постоянный эпитет представлен достаточно широко. В трактатах поэтологов он рассматривается, видимо, лишь как структурный элемент построения ряда поэтических фигур ( аланкара ). Ввиду всего этого задачу выявления эпитетов в анализируемых поэтических текстах приходится решать самостоятельно, основываясь на разработках и определениях, главным образом, наиболее раз- витой отечественной школы эпитетологии. Исследование сочиненийМиры Баи и Сурдаса показывает, что художествен- ный украшающий эпитет представлен в средневековой поэзии кришнаитского бхакти весьма ограниченно. Для сравнения нами были рассмотрены части поэмы «Рамачаритаманас» («Море подвигов Рамы») Тулсидаса (1532‒1623), основоположника средневековой традиции поэзии рамаитского бхакти, пре- имущественно ориентированной на каноны и стиль санскритской эпической и литературной поэзии. В докладе основное внимание уделено стилистической роли украшающего эпитета в поэзии кришнаитского бхакти и причинам, по которым эпитет в ней теряет свое значение. Наиболее существенные из таких причин — следующие: Бхаджаны Миры Баи и значительный ряд стихотворений, из которых составлен «Сурсагар», выполнены в форме монологов (редко — диалогов) от первого лица и не содержат развернутых «фоновых» описаний. Основной стиль сочинений Миры Баи — это формульный стиль фоль- клорной песенной лирики; в «Сурсагаре» также встречаются стихотворения, стилизованные под песенный фольклор. Лирическая фольклорная формула представляет собой главным образом мотив , а не развернутый образ. Традиционный образ в индийской поэзии, ориентированной на тот или иной канон, мыслится как изначально «известный», — его характеристики установлены и часто идеализированы в поэтическом употреблении. Бытовой (фольклорный) образ у Миры Баи и в имитациях простонародной речи у Сур- даса также обладает «очевидными» и потому подразумеваемыми свойствами. В силу этого украшающий эпитет в большинстве его функций (в первую оче- редь, в идеализирующей функции) оказывается избыточен. Таким образом, в рассматриваемой поэтической традиции индийского средне- вековья украшающий эпитет, обычнопостоянный, носит тавтологическийхарактер и его роль сводится кфункции эмфатического выделения образа (редко, действия), имеющей дополнительное значение в ряду других риторических приемов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=