XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 245 Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» репертуар антропологии ислама: в повестке появляются вопросы гендера и сексуальности, формируется юридическая антропология и т.п. Наконец, мы выделяем период с начала 2000-х годов, когда на центральное место выходит концепция «повседневного ислама». На фоне кажущейся тотальной секьюритизации исламской проблематики в связи с терактом 9/11 и растущей исламофобии антропология ислама ставит своей целью гуманизацию ислама и «возвращение мусульман в мир простых людей» 1 . Однако в западном контек- сте это порождает новое противоречие: предметом изучения становятся лишь те практики «повседневного ислама», которые входят в конфликт с секуляр- ными ценностями европейского общества, и на первый план выходит задача «секулярных переводов ислама». Мы не претендуем на тотальный охват работ, выполненных представи- телями этого направления. Мы рассматриваем лишь наиболее цитируемые и востребованные вплоть до сегодняшнего дня публикации, а некоторые упо- минаем лишь кратко для большей репрезентативности. Данный обзор призван сформулировать фундаментальные исследовательские вопросы и проблемные ситуации, которые могут быть актуальны для современного отечественного знания об исламе. Соболев В. Г. (СПбГУ, Санкт-Петербург) «Российский ислам» в контексте антропологии ислама: варианты и границы применения методологии Изучение ислама в современной России сталкивается с целым рядом проблем при попытках выработать методологию исследования и разработать общий терминологический аппарат. В значительной степени терминологиче- ский аппарат оказывается политизирован, так как многие из рассматриваемых в исламоведении проблем неразрывно связаны с текущей политической ситуа- цией в России. Кроме того, и это вполне естественно, к проблемам российского ислама обращаются не только ученые-исламоведы, но и общественные деятели, представители политических элит. В последние десятилетия неоднократно предпринимаются попытки каким-либо образом отделить собственно российские традиции исповедания ислама от зарубежных, а внутри ислама в России — выделить «правильные» и «неправильные» формы 2 . Для обозначения собственно российского ислама 1 Fadil N., Fernando M. Rediscovering the “Everyday” Muslim: Notes on an Anthropo- logical Divide // Hau: Journal of Ethnographic Theory. 2015. Vol. 5. No. 2. P. 59–88. 2 На эту тему см. публикации И. Л. Алексеева: Алексеев И. В поисках хорошего ислама // URL: http://islamoved.ru/2016/igor-alekseev-v-poiskah-horoshego-islama/; Алек-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=