XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

246 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII предлагались разные термины: «русский ислам» (2002–2003 гг., С. Кириенко и политолог С. Градировский), «русскокультурный ислам», «традиционный ислам» (в частности, Я. Амелина и Р. Силантьев). Д. В. Мухетдинов в одной из своих публикаций призывает использовать термин «российское мусуль- манство», а не «российский ислам», полагая, что первый термин «более кор- ректный». «В таком случае мы имеем дело не с особым исламом, а с особой практикой ислама, или с особой мусульманской культурой » 1 . С другой стороны, признавая некоторые ограничения и дискуссионные моменты в применении конструкта «российский ислам», именно на нем останавливает свой выбор А. К. Аликберов во Введении к недавно изданной книге с одноименным названием 2 . В связи с обозначенными сложностями, представляется важным и целесоо- бразным обратиться к такому методологическому подходу к изучению ислама как антропология ислама. Одним из первых в 1986 г. подобный подход к исламу предложил американский атрополог Талал Асад. Хотя несколько ранее схожие идеи озвучивал Майкл Гилсенан 3 . Социально-атропологическая концептуа- лизация ислама происходила также в трудах Брайана Тернера 4 . Как отмечает Т. Асад, «…антрополог ислама должен начинать с изучения организованных практик (помещенных в конкретный контекст, с конкретной историей), внутри которых мусульмане выступают в качестве мусульман». Критикуя деления ислама на «племенной» и «городской», «официальный» и «неофициальный», «народный» и «ортодоксальный», автор подчеркивает, что и признание исла- мом всего, что мусульмане данной конкретной общины сами считают исламом (М. Гилсенан), тоже не станет прочной методологией для антропологического изучения ислама. Важна не практика сама по себе, а способы ее легитимации, то, насколько она и как она подтверждена дискурсивными традициями ислама. То есть ислам— это, прежде всего, традиция, механизм, стили, практики пере- сеев И., Рагозина С. От «хорошего» ислама к «правильному»: категории и концепты в языке современной российской аналитики и идеологии // Islamology. Т. 7. № 1. 2017. С. 88–105. 1 Мухетдинов Д. В. Российское мусульманство: традиции уммы в условиях евра- зийской цивилизации. М., 2016. С. 10. Интересный анализ взглядов Д. В. Мухетдинова см.: Kemper M. Religious political technology: Damir Mukhetdinov’s ‘Russian Islam’ // Religion, State & Society, 2019. Vol. 47. No 2. P. 214–233. 2 Аликберов А. К., Бобровников В. О., Бустанов А. К. Российский ислам: Очерки истории и культуры. М.: ИВ РАН, 2018. С. 9–14. 3 Статья Асада переведена на русский язык: Асад Т. Идея антропологии ислама // Islamology, 2017, Т.7, N.1 С. 42–60; Gilsenan, Michael, Recognizing Islam: Religion and Society in the Modern Arab World. London, 1982. 4 Turner, B. S. The Sociology of Islam: Collected Essays of Bryan S. Turner. Ed. By Bryan S. Turner and Kamaludeen Mohamed Nasir. Ashgate Publishing Company. 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=