XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

278 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIX В частности, уточняется объект исследования, который не базируется на географическом принципе, когда Восток сводится к Азии и Африке, преиму- щественно Северной ее части, как это обычно делается, а на социокультурном, специфическим для стран и населения разных регионов, относимых теме не менее, к Востоку. В результате в качестве предмета исследования было предложено счи- тать традиционализм : «Фундаментом формирования культурной, социаль- но-психологической и иной специфики, которая выделяет Восток как особый культурно-исторический ареал, мы предлагаем считать традиционализм » 1 . Из чего следует, что: «Востоковедение— это наука о духовной и материальной культуре традиционалистских обществ в синхронии и диахронии с опорой на свидетельства языка и текста». 2 Для описания традиционализма как предмета исследования целесообразно использовать понятия и категории родственной востоковедению социаль- но-культурной антропологии, появившейся в ходе изучения традиционного общества . Его идеальный тип заключает свойства: общественная собствен- ность в области экономики, потестарная власть в политической сфере, обычное право — в юридической. Однако изучение традиционного общества в его калейдоскопе традицион- ных культур, расположенных в различных регионах, характерно для класси- ческого востоковедения . Для него было, действительно, вполне достаточно, понимания специфики традиционализма как особой иерархией ценностей, свойственной означенным культурам. К ним относились приверженность ценностям «прошлого» («авторитету истории, включая историю мифологиче- скую») и аперсонализм, т. е. приоритет коллективных ценностей. Тем не менее сегодня для современного Востока этого явно недостаточно. Неотъемлемой частью многих культур региона стали и  ценности будущего (построение коммунизма, как например, в Китае), не чужды им и индивиду- алистические ценности. Иными словами, если в методологическом ракурсе востоковедение прежде предпочитало преимущественно статику , то сегодня следует переходить к изучению динамики или движения 3 . Динамика современного Востока определяется взаимодействием «тради- ционного общества» и западного «индустриального общества», в результате которого сложилась единая «мир-система» 4 . Заимствование западных куль- 1 Там же. С.16. 2 Там же. С.21 3 Головнев А. В. Антропология движения (древности Север-ной Евразии). Екате- ринбург: УрО РАН; Волот, 2009. 496 с. 4 Wallerstein I. The Rise and Future Demises of World Capitalist System: Concepts for Comparative Analysis//Comparative Studies in Society and History. Vol. 16. № 4. 1974. Р. 387–415.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=