XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 305 Круглый стол: «Политика и традиционализм в странах Азии и Африки» секуляризм, и индийский коммунализм 1 . Последний понимается как выражение поведения конфессиональных групп религии большинства — индуизма, хотя существует и мусульманский коммунализм, а также коммунализм групп раз- личного общинного типа. Индуистская религиозная община, по сути, является абстракцией, так как обладает сложной структурой, внутри которой различные составляющие даже входят в противоречие 2 . Так, идеологи хиндутвы включали в ее состав кроме индуистов сикхов, джайнов и буддистов —последователей религий, появившихся на Индостане, и противопоставляли им религиозные общины привнесенных в Индию хри- стианства и мусульманства. Сикхи и буддисты не относят себя к индуистам, но на бытовом уровне границы между ними размываются, впрочем, как и между индуистами и мусульманами. Поэтому для сплочения общины используется образ «внешнего врага», ведущий через противопоставление и противостояние общин к их противоборству. При этом столкновения возникают не на теоло- гической почве, а обусловлены борьбой за власть и голоса избирателей. Хотя Махатма Ганди считал, что пагубно отделять политику от религии, три лидера страны пали от рук религиозных фанатиков: сам Ганди (убитый индуистом), Индира Ганди (убита сикхами) и Раджив Ганди (убит тамильской индуисткой). Начало религиозной коммунализации индийского общества было поло- жено в XIX в., когда после Сипайского восстания англичане стали внедрять принцип «разделяй и властвуй». Аморфность и иррациональность индуизма склонила их в сторону более привычного ислама. Началось намеренное про- тивопоставление: издание законов, введение квот, создание мусульманской курии, поддержка мусульманских политических партий. Апогеем стало раз- деление Бенгалии в 1905 г. Официально продвигалась мысль о невозможности совместного существования двух общин. Когда в 30-е гг. XX в. независимость Индии стала вопросом времени, Лондон был озабочен только условиями, на которых это произойдет: разделение доминиона вполне отвечало интересам Великобритании. В основе хиндутвы лежат три принципа: одна страна, одна нация, одна куль- тура. Основным ее выразителем стал Раштрия сваямсевак сангх (РСС, Союз служителей нации), образованный в 1925 г. В 1951 г. РСС было образовано политическое крыло — Бхаратия джан сангх (БДС, Союз индийского народа), а в 1980 г. —Бхаратия джаната парти (БДП, Индийская народная партия). Взлет ее популярности связан с движением «Рам Джанмабхуми» (Места рождения бога Рамы) — за строительство индуистского храма на месте мечети Бабура 1 Ремизова Е. С. Хиндутва — идеология культурного национализма, и ее влия- ние на политику Бхаратия джаната парти в области образования и культуры в период 1998–2004 гг. Автореф. дис. … канд.ист.наук. М., 2009. С. 8. 2 Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=