XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 307 Круглый стол: «Политика и традиционализм в странах Азии и Африки» идентичности. Учитывая особенности мигрантов разного поколения, которые в настоящее время зачастую выливаются в конфликт «отцов и детей», можно определить мотивацию представителей третьего поколения (из которых проис- ходит большая часть исламских экстремистов), которые выбрали путь, отлич- ный от пути своих родителей, — вне интеграции во французское общество. Сидоренко А. Ю. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Репрезентация харизматического лидерства в произведениях современной китайской литературы 1 Образы героев-харизматиков — не только важная составляющая функци- онирования литературного произведения с точки зрения его увлекательности и взаимодействия с горизонтом ожиданий читателя, но и призма, в которой отражается динамика культуры и национальный характер населения той или иной страны. Через репрезентацию сверхповседневностикак качества, обе- спечивающего тем или иным персонажам роль вождя, нам представляется возможным проследить то, как харизматическое лидерство актуализируется в двух планах 2 . Во-первых, в стадиальном плане. Современный китайский литературный процесс достаточно четко подразделяется на две стадии — социалистическую (1949–1976) и постсоциалистическую (1976 —начало XXI в.). Сопоставление специфики актуализации харизматического лидерства в наиболее значимых произведениях этих двух периодов позволяет добавить штрихи к картине стадиального движения аксиосферы литературы. Во-вторых, в антропологическом плане. Выявление общих закономерностей его репрезентации поможет приблизиться к пониманию специфики харизма- тического лидерства в китайском обществе. Вышеприведeнные положения можно продемонстрировать, например, сравнив таких героев, как Чжу Лаочжун из романа Лян Биня 梁斌 «Исто- рия красного знамени» 红旗谱 (1957) и Ли Гуантоу из романа Юй Хуа 余华 «Братья» 兄弟 (2005–2006). Оба они, на наш взгляд, являются харизматиче- скими лидерами. Чжу Лаочжун — крестьянин, который обладает необыч- ными способностями, — он покинул родные места, долго скитался, и при этом смог вернуться на родину состоявшимся человеком. Однажды, во время протестов против налога на убой свиней, он, подобно герою традиционных китайских романов, одним взмахом плети смог вогнать в ступор несколько десятков гоминьдановских солдат. Ли Гуантоу харизматичен в силу того, что 1 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ (проект No 20–59–05006) 2 Термин М. Вебера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=