XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

338 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX о курдах начали проводить российские ученые и художники. Началом этих исследований принято считать «Сравнительный словарь всех языков и диа- лектов», подготовленный под редакцией П. С.Палласа (1741–1811) благодаря покровительству Екатерины II. Курдские исследования, основы которых были заложены лексикографиче- ской деятельностью, нашли свое продолжение в этнологических и филологи- ческих работах и к середине XIX в. был накоплен значительный объем знаний. Типологические характеристики курдов, их религиозные верования (особенно езидизм) и богатство национального костюма нашли наиболее примечатель- ное отражение в заметках российских военных специалистов, дипломатов и интеллектуалов, посетивших регион в этот период. Интерес к курдской теме привел к созданию множества произведений изобразительного искусства, а также социологических и фольклорных исследований, касающихся курдов. Несмотря на то, что некоторые из этих произведений искусства были созданы под влиянием политики царизма в рамках усилий России по изображению национальных особенностей кавказских народов, некоторые из этих работ создавались в результате независимой работы русских художников. В этом контексте в 1845, 1847, 1862, 1878, 1881 и т. д. годы в России были изданы альбомы живописи, которые также касались курдов. Кроме того, видно, что деятели искусства, оказавшиеся на Кавказе по разным причинам, используют образ курдов в своих визуальных и письменных произведениях искусства, например, М. Ю.Лермонтов «Портрет Алексея Аркадьевича Столы- пина (Монго) в костюме курда. 1841», А. С.Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года » и Г. Гагарин « Живописный Кавказ и  Костюмы Кавказа ». Европейские ученые и художники, работающие в Российской Императорской Академии наук и искусств, изобразили курдов на множество картин и гравюр. Среди таких авторов можно выделить немецкого художника Г. В. Тимм, одого из пионеров литографии в России А. Орловский и француза Ф. А. Рубо, известный своими панорамными картинами. В русской живописи курдской теме посвящено более двухсот картин и гравюр. В результате общего анализа рассматриваемых произведений стало очевидно, что до конца XIX в. образ курда был выражен портретами предста- вителей высших социальных слоев, таких как вождей племен и священнослу- жителей . Еще одной особенностью произведениий рассматриваемого периода являются т. н. «конные портреты», на которых курдский всадник обычно изображается с оружием, часто с копьем и кинжалами. Появление на полотнах курдских женщин, детей и людей не из привелигированного сословия могли встречаться в русской живописи датируется концом XIX — началом XX вв. Этот период отмечен интересом грузинских и армянских художников, которые интенсивно изображают курдов на своих полотнах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=