XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 343 Круглый стол «Петр I и Восток (к 350-летию со дня рождения Петра Великого)» Крайне важной и неотъемлемой частью петровских преобразований китайские исследователи считают реформу образования и культуры. Здесь можно выделить несколько пунктов, которые они отмечают в своих работах. Прежде всего, это «открытие огромного количества учебных заведений для взращивания молодых талантов» и «распространения грамотности среди населения» 1 . Наряду с учреждением общеобразовательных школ, некоторые китайские ученые также отдельно выделяют создание военно-морских, кора- блестроительных, технических и медицинских училищ, а также заведений, обучающих иностранным языкам и направленных на воспитание будущих дипломатов. Среди других успехов Петра I в проведении реформы образования они называют основание научно-исследовательской организации — Академии Наук. По мнению китайских историков, педагогическая деятельность ученых в этой структуре повысила не только качество образования в школах, но и помогла подготовить способных специалистов в разных областях, в том числе, для государственных учреждений. Всеми исследователями отме- чаются также упрощение письменности, появление печатных изданий и, в особенности, реформа календаря, имевшая, по мнению китайских авторов, особо важное значение, что связано с почтительным отношением китайцев к календарной системе. Некоторые китайские историки в числе первостепенных преобразований выделяют передачу полномочий в сфере образования от церкви правитель- ственным органам. Можно отметить, что реформы в данной сфере они связывают, прежде всего, с подготовкой чиновников. Такая установка зиждется на чрезвычайном почитании китайцами образования, одной из причин которого была уникальная экзаменационная система отбора на высшие государственные посты, позво- лявшая интеллектуальной элите императорского Китая сосредоточить в своих руках власть и сделать образованность синонимом преуспевания. Маяцкий Д. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Петр Великий в китайской сетературе 2 Сетература («сетевая литература») — литературные произведения, кото- рые не издаются авторами в форме бумажных книг, а размещаются в сети 1 陶惠芬。彼得一世的文化教育改革及其作用 // 世界历史,1992年,第5期,76–85 页。 (Тао Хуэйфэнь. Реформы Петра I в области культуры и образования и их роль // Журнал «Шицзе лиши». 1992. №5. С. 76–85). 2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20–09–42018.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=