Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 38

Секция I
36
зом: из них — 12 арабских (в том числе 7 списков Корана и его частей без
учета печатных и рукописные фрагментов текста Корана); 2 сборник молитв
и 3 сочинения по фикху); 2 персидских и 4 тюркских (из них три — осман-
ских, включая диваны, и одна татарская (волго-уральская). Доклад посвящен
описанию коллекции и наиболее интересных ее экземплярах.
Зулалян Н. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Девширме на востоке Османской империи в ХVI в.
(на материале армяноязычных источников)
По сравнению с Балканами на территории Армении система девширме
начала применяться позднее. Первые сведения об этом сообщает совре-
менник этих событий Ананун Себастаци: «В 1519 г. гнев божий усилился
и султан Селим набрал мальчиков среди христиан
1
». Этот же год упоминается
и в султанских указах. На Балканах девширме проводилось раз в 3–4 года,
в некоторых местах в зависимости от военных нужд даже ежегодно. Отно-
сительно территории Армении в армяноязычных источниках указываются
следующие даты проведения насильственного набора детей для пополнения
армии: 1531 г., 1536 г., 1547 г., 1590 г. и 1622 г. Данный факт можно объяснить
тем, что институт девширме являлся не только инструментом пополнения
армии, но и обеспечивал некоторые функции ассимиляторской политики
правительства и ослаблял сопротивление и национальные движения поко-
ренных народов. Власть же Османской империи в азиатской части страны
была сравнительно прочной, соответственно роль девширме была не столь
велика, как на Балканах.
Иногда представители армянского духовенства, уплачивая определенный
налог, уберегали народ от «набора мальчиков». В связи с этим примечательна
летопись Григора Даранагци, где автор свидетельствует о том, что вардапет
Магакия Дерджанци в 1543 г. отправился в Константинополь, представился
султану и путем уплаты определенного налога добился отмены этой повин-
ности в городах Дерджан, Баберд и их окрестностях
2
.
Несмотря на то, что армянские источники указанного периода представлены
в основном мелкими хрониками, памятными записями и имеют локальный
характер, они, однако, являются важнейшим доказательством применения
системы девширме и на востоке Османской империи, а также способствуют
выявлению особенностей функционирования данного института на указанных
территориях.
1
Акопян В. А.
Мелкие хроники ХIII–ХVIII вв. Ереван, 1951. Т. I. С. 169.
2
Магакия Аркепископос Орманян, Азгапатум. Константинополь, 1912. Т. II. с. 2238.
1...,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37 39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,...562
Powered by FlippingBook