Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 77

Источниковедение и историография Афганистана и Ирана
75
Аверьянов Ю. А. (ИВ РАН, Москва)
Культ святых в курдской секте Рах-и Хакк
(область Дерсим)
Горы Дерсима стали своеобразными
кыблами,
средоточиями духовных
устремлений, «крепостями духа» для местных жителей, последователей учения
Рах-и Хакк
(«Путь Истины»). Самые «святые» горы являются для жителей
Дерсима олицетворением сакральных личностей (Дузги, Туджик, Мунзур).
Повсюду, где гора Дузги видна хотя бы издали, к ней обращаются с утренними
молитвами.
Дузги (Дузгын Бава, Дюзгюн Баба) сопоставляется местными исследо-
вателями с калашским полубогом Балумаином. Согласно одной из версий,
Дузги  — первый сын Сейида Махмуда Хайрани. Его подлинное имя — Шах
Хайдар. Рассказывают, что однажды зимой, по поручению отца, он пас мелкий
рогатый скот (
давар
) на горном пастбище. От ударов его посоха зеленели дере-
вья и распускались листья, которые поедал скот. Отец решил подсмотреть за
ним, а тот, не увидев отца, случайно произнес его имя, что, согласно курдским
обычаям, делать не полагается. Заметив отца, Дузги не знал, куда ему деваться
от стыда. Он укрылся в пещере на горе, теперь носящей его имя. Оттуда якобы
до сих пор слышатся выстрелы, производимые святым из его «пушки силы»
три-четыре раза в день (на самом деле это, видимо, звук камнепада).
В других преданиях отцом Дузги считается некий Куреш, духовным настав-
ником которого был Бамансур. Иногда Куреша считают не отцом, а дядей по
отцу Дузги. В некоторых легендах Дузги приносит дяде кушанье
ронени
,
догадавшись о его желании отведать это блюдо благодаря своим сверхъесте-
ственным способностям. Все версии говорят о таинственном исчезновении
(или заточении — 
сырролмак
) Дузги, сопоставимом с 
самадхи
индийских
святых. Если Куреш и Бамансур известны как предки соответствующих курд-
ских племен Дерсима (
курешан
и
бамансуран
), то Дузги остается загадочной
персоной. Святой Дузги имел прозвище Сурела («Одетый в красное»), что
свидетельствует о его связи с Митрой, божеством военного сословия.
Алексеев А. К. (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург)
Мемуары Абдаллаха Мустауфи как источник для изучения
традиционных объединений населения Тегерана
(кон. XIX — нач. XX вв.)
«Шарх-и зиндагани-йи ман» 
— сочинение Абдаллаха Мустауфи
(ум. 24.09.1329/15.12.1950), выходца из состоятельной семьи потомственных
чиновников финансового ведомства (
мустауфи
) эпохи Каджаров, — является
1...,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76 78,79,80,81,82,83,84,85,86,87,...562
Powered by FlippingBook