Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 91

Источниковедение и историография Афганистана и Ирана
89
численности йусуфзайских кланов для распределения между ними плодород-
ных земель. В мемуарах Дарвезы имеются и другие сообщения, относящиеся
к характеристике численности йусуфзаев, например, о последствиях голода
1591/92 г. в долине Сват.
Уникальные статистические данные о племени хатаков сохранились
в хроникальной части историографического сочинения на пашто
«Тарих-и
мурасса‘»
(сер. XVII в. — 1724 г.). Генеалогические разделы «Хатакской
хроники», написанные Хушхал-ханом (ум. 1689 г.) и дополненные его внуком
Афзал-ханом (ум. ок. 1741 г.), содержат ценные сведения о количестве
семей хатакских кланов (ок. 9690), числе жен, наложниц и детей мужского
пола у представителей племенной верхушки, степени детской смертности.
В других разделах «Хроники» регулярно приводится военная статистика
(численность боевых подразделений и потерь), иногда упоминаются данные
о численном составе отдельных этнических групп, а также описывается воз-
действие негативных демографических факторов — эпидемий, стихийных
бедствий, голода.
Материалы «Хатакской хроники» свидетельствуют о том, что основной
демографической единицей в паштунских племенах считалась расширен-
ная семья (
кор
= дом). Демографические показатели имели приоритетную
значимость во взаимоотношениях племенных групп. Не случайно неко-
торые родовые подразделения в обиходе определялись числительными,
обозначавшими количество их семей (например, дилазакский клановый
союз
сисада
— ‘тридцать сотен’). Для авторов «Хроники» именно числен-
ность племенной группы являлась определяющим критерием оценки ее
административно-политического влияния, военной силы и хозяйственного
потенциала.
Притула А. Д. (Гос. Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«О, горлинка, куда направляешься ты?»
Персидское влияние в сирийской поэзии эпохи Ильханидов
До недавнего времени сироязычная поэзия периода так называемого
Сирийского Ренессанса (XI–XIV вв.) не особенно привлекала внимание
исследователей, поскольку считалась вторичной по сравнению с мусульман-
ской: арабской и персидской. Действительно, если произведения сирийской
литературы классического периода (IV–VII вв.) можно считать полностью
самобытными, то после арабского завоевания все отчетливее заметны прив-
несенные влияния. Тем не менее, сирийская литература не утеряла своего
своеобразия и, как показали исследования последних лет, находилась в поиске
новых форм, обогащая свои традиции поэтическими достижениями соседних
1...,81,82,83,84,85,86,87,88,89,90 92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,...562
Powered by FlippingBook