Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 511

Распространение влияния халифата представляет сегодня угрозу стабиль-
ности всего региона. Не исключена возможность открытия новых фронтов
в соседних странах, куда прибудут уже опытные бойцы ИГ, — как для захвата
новых территорий, так и для дестабилизации обстановки или выполнения иных
задач, поставленных руководителями движения. Если не будут предприняты
жесткие меры для пресечения распространения ИГ, то в ближайшем будущем
можно ожидать возникновения новых горячих точек на Ближнем Востоке,
в Северной и Западной Африке, на Кавказе и в Средней Азии.
Рахимова Я. Р. (ИМОИВ, КФУ, Казань)
Татарские
тафсиры
Нугмана бин Сабита ас-Самани
и Мухаммад-Зарифа Амирхана
1
Ислам и наследие арабо-мусульманской цивилизации являются неотъем-
лемой частью национальной культуры этносов и народов России, в том числе
татар Поволжья и Приуралья. Распространение ислама и арабо-мусульманской
культуры в Волго-Уральском регионе и официальное принятие ислама Волжской
Болгарией в 1-й четверти X в. определили основной исторический рубежформи-
рования исламской цивилизации в регионе.
В докладе основное внимание будет уделено изучению татарских тафсиров
конца XIX— начала XX вв., прежде всего таких работ, как «
Тафсир Нугмани
»
Нугмана бин Сабита ас-Самани (2-я половина XIX в.) и «
Тафсир Фаваид
»
Мухаммад-Зариф Амирхана (1853–1921), оценке их роли в развитии исламской
культуры народов в Волго-Уральском пространстве.
Нугман бин Сабит ас-Самани — ученик Абуннасыра ал-Курсави (1776–
1812), автор первого дошедшего до нас татарского комментария к Корану
«Хафтияк шариф» (1861). АмирханМухаммад-Зариф (1852–1921) —богослов,
историк, автор трудов по истории тюркских народов и по мусульманскому
богословию, автор нового
тафсира
на татарском языке (1885).
В педагогической и религиозной деятельности этих известных авторов
заметно глубокое знание ислама, классических мусульманских языков, памят-
ников традиционной письменности арабо-мусульманского Востока. Сравни-
тельное изучение наследия тюрко-татарских богословов ХVIII—начала XX вв.
имеет важное историографическое, источниковедческое и культурологическое
значение и может внести важный вклад в изучение истории духовной куль-
туры мусульман Поволжья, Приуралья и других областей бывшей Российской
империи.
1
Исследование выполнено под руководством проф. Р. М. Валеева в рамках работы
над проектами РГНФ № 14–11–16015, № 15–01–00061 и № 15–11–16009.
Школа молодого востоковеда — 2015
509
1...,501,502,503,504,505,506,507,508,509,510 512,513,514,515,516,517,518,519,520,521,...562
Powered by FlippingBook