Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 12

Секция I
10
В докладе будет дана общая характеристика пословиц, содержащих прямые
указания на их географическую локализацию; ряд пословиц и их социально-
политический контекст будут разобраны более подробно. Отдельно будет
рассмотрен вопрос о том, насколько эти пословицы живы в народной памяти
и используются в современном Омане.
А. А. Банщикова (ИнАфр РАН, Москва)
Живые статуи: древнеегипетские мотивы в средневековых
арабо-мусульманских источниках
Арабо-мусульманские авторы сохранили в своих произведениях доста-
точно много фольклорно-исторических и фольклорных сюжетов, почерпнутых
у местного населения и имеющих прямое отношение к культурному наследию
древности. Пожалуй, одним из самых распространенных является сюжет об
апотропических изображениях или артефактах, защищающих от какой-либо
опасности, а так же о статуях со сверхъестественными способностями, в кото-
рые вселился дух. Так, например, можно вспомнить историю про статую,
которая заставляла человека застыть на месте, если он говорил неправду, или
статую, которая могла сказать, где находится любая вещь (в результате прекра-
тилось воровство), или статую, к которой приходили грустные и опечаленные
люди и она заставляла их улыбнуться и забыть свою печаль.
В отличие от немых апотропических артефактов (которые были результа-
том сознательного применения магии волшебником), такие статуи считались
вместилищам неких духов, которые на них снисходили (видимо, независимо
от человеческой воли) и продолжали в них существовать. Эта идея невероятно
близка древнеегипетскому восприятию культовых статуй именно как сосудов
для духа божества, в том числе способных двигаться, говорить и выражать
свою волю в ходе обрядовой практики. В случае со статуей, которая могла
рассмешить человека, параллель с древнеегипетским сюжетом еще ближе: это
в точности соответствует действиям богини Хатхор в «Тяжбе Хора и Сета».
Таким образом, мы можем наблюдать еще один пример рецепции арабскими
авторами коптских фольклорных представлений, восходящих, в свою очередь,
к еще более древним культурологемам Древнего Египта.
В. В. Беляков (ИВ РАН, Москва)
Архивы Египта: краткий обзор
Исторические исследования невозможны без использования архивных
документов. Однако в каждой стране, и Египет не исключение, архивы много-
численны, и не всегда очевидно, в каком из них искать материалы по конкретной
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...436
Powered by FlippingBook