Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 18

Секция I
16
ТрудыИбн ал-Хатиба оказали большое влияние на развитие историографии
арабского Запада. Это можно отнести и к работам Ибн ал-Халдуна, и к другим
авторам завершающего этапа истории Ал-Андалуса в XIV–XVвв. (Ибн Саммак,
ас-Сутайби, Шихаб ад-Дин ал-Фаси и др.).
Н. А. Жерлицына (Институт Африки РАН, Москва)
Идеологический фактор в отношениях СССР и Тунисской
Республики в 1960–1970 гг.
Прямые связи между Россией и Тунисом, установленные еще в конце
XVIII в., были надолго прерваны с началом Октябрьской революции в России
в 1917 г. Провозглашение Туниса 20 марта 1956 г. независимым государством
с удовлетворением было встречено в Советском Союзе, который в течение
всех 1950-х гг. оказывал весомую поддержку борьбе тунисского народа за
независимость в Организации Объединенных Наций.
Основой для развития дружественных связей между двумя странами
стали общие цели борьбы против колониализма и его последствий за
мирное политическое решение международных проблем, а также интересы
взаимовыгодного сотрудничества. Успешно развиваясь в экономической,
торговой, культурной сферах, советско-тунисское сотрудничество все же
ограничивалось идейными позициями советского и тунисского руководства,
придерживавшихся различных социальных идеологий. Мессианская идея
конечного торжества коммунизма и краха империализма, лежавшая в основе
Советского государства, подталкивала руководство СССР к сотрудничеству
с государствами «третьего мира», имеющими антиимпериалистический
потенциал.
В 1962 г. в Тунисе начался недолгий социалистический эксперимент,
вызвавший поначалу прилив энтузиазма и поддержки со стороны офи-
циальных властей СССР, советской прессы, научной и пропагандистской
печати. «Дустуровский социализм» предусматривал государственное
регулирование экономики на основе долгосрочного и среднесрочного
планирования, а также развитие кооперативного движения. Но, к разоча-
рованию как левых кругов Туниса, в том числе и тунисских коммунистов,
так и московских идеологов, тунисская доктрина декларировала принцип
Tunis, 1898; 3)
Al-Ihata fi ta’rikh Garnata
. Ed. M. A. ‘Inan. 4 vols. 2nd Ed. Cairo, 1973,
1976, 1978; 4)
Kitab A‘mal al-a‘lam (fi man) buyi‘a qabl al-ihtilam min muluk al-Islam
.
Ed. E. Levi-Provençal. 2
nd
Ed. Beirut, 1956; тж.; Trad. Española parcial de la tercera parte
por R. Castrillo Marquez. El Africa del Norte en el “
A‘mal al-a‘lam de Ibn al-Jatib
”.
Madrid, 1958; 5)
Rayhanat al-kuttab wa-nuj‘at al-muntab
. Ed., trad. de M. Gaspar Remiro,
en Revista del Centro de Estudios Historicos de Granada y su Reino. Granada, 1911–1916;
6)
Nufadhat al-khirab fi ‘ululat al-ightirab
. Ed. A. M. al-‘Abbadi. El Cairo, 1966.
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,...436
Powered by FlippingBook