Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 29

Источниковедение и историография арабских стран
27
нусайритами
в западной Сирии в XIII в, как это принято считать. Не исключено,
что разделение алавитской общины на две крупные подсекты, вражда между
которыми, кстати, не прекращалась до начала XX века, объясняется именно
влиянием
исхакитов
.
Т. М. Сипенкова (ВФ СПбГУ)
Арабское средневековье на страницах журнала
«Новый Восток»
Неотъемлемой частью отечественного научного наследия являются незаслу-
женно забытые публикации по истории и историографии арабского средневе-
ковья, опубликованные в 20-х гг. прошлого века в журнале «Новый Восток».
В № 25 (1929, с. 236–248) напечатана обстоятельная статья Л. С. Некоры
«Вражда города и степи по данным арабской поэзии начальной эпохи ислама»,
источником для написания которой стал сборник «
Хамаса
» («Доблесть»),
содержащий тексты VI–VII вв., собранные Абу Таммамом в IХ в. Это едва ли
не самое полное исследование проблемы отношений городского и кочевого
обществ в канун возникновения ислама.
В № 4 (1923, с. 328–348) и № 6 (1924, с. 360–375) опубликовано краткое
изложение очерка «Возникновение ислама в новом освещении». Автор публи-
кации — не арабист и не ориенталист, а «всеобщий историк» К. П. Добро-
любский, подробнейшим образом рассматривающий историческую концеп-
цию (теорию) Л. Каэтани о возникновении ислама. Обращение «всеобщего
историка» к специальной проблематике по истории арабов и ислама отвечает
методологическим установкам В. Р. Розена. Научное творчество Л. Каэтани рас-
смотрено в контексте всей европейской историографии и полемики по поводу
возникновения ислама, который Л. Каэтани рассматривает как «этнически-
эмиграционное движение» вызванное климатическими изменениями.
Каждый из шести разделов очерка дает современному исследователюоснова-
ния для дальнейшего развития различных аспектов проблемы. Автор утверждает,
что «проблема ислама—проблема широко историческая, а не узко религиозная»
(№4, с. 328). Кнынешнему времени вполне применимо утверждение К. П. Добро-
любского, что «широкие массы христиан и мусульман продолжают и теперь
жить с сознанием, затемненным предрассудками друг о друге» (№ 4, с. 331).
Согласно концепции Л. Каэтани, «завоевания арабов в VII–VIII вв. по Р. Х. не
изолированное явление, а одна из фаз исторического, скорее даже космического
процесса, теряющегося в очень отдаленном прошлом, действие многообразных
причин, исчезавших в бесконечности пространства и времени» (№ 4, с. 342).
В заключение К. П. Добролюбский приходит к выводу, что «предстоит не дока-
зывать теорию Каэтани, а исследовать при ее посредстве» (№ 6, с. 375).
1...,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28 30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,...436
Powered by FlippingBook