Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 360

Секция XVI
358
государства, способного противодействовать центробежным тенденциям, вклю-
чая сецессию. Палестинское государство-нация положит начало длительному
вариативному процессу собирания разрозненных дивергентных и дисперсных
групп палестинцев в этноконсолидационное единство и становлению добро-
соседских отношений с Израилем как условия достижения всеобъемлющего
мира в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
В. В. Бочаров (ВФ СПбГУ)
Социальная молодежь как движущая сила
революций Востока
Государства Востока демонстрируют отличный от Запада путь общественно-
исторической динамики. Революции (буржуазные), которые на Западе спра-
ведливо ассоциировались с прогрессом, на Востоке таковыми не являются,
лозунги же преимущественно либерального толка не воплощаются в жизнь.
В результате все возвращается на «круги своя», а данные государства не могут
вырваться из пут традиционализма.
В докладе предполагается критический анализ существующих объяснитель-
ных моделей восточных революций: теорий классовой борьбы и модернизации,
борьбы элит, демографических и конспирологических концепций.
Представляется, что истоки восточного революционизма лежат в тради-
ционном обществе, которое составляет базис данных государств. Заимство-
вание западной культуры обострило конфликты внутри него и, прежде всего,
социально-возрастной конфликт, который для этого общества являлся фун-
даментальным и «снимался» посредством экономических, социологических
и идеологических механизмов.
В частности, во всех практически подобных государствах отчетливо фик-
сируется перепроизводство интеллигенции, которая отождествляет получение
диплома с получением права на власть (должность в рамках бюрократического
аппарата). Это право может быть реализовано только в рамках государственной
службы, которая на Востоке обладает наивысшим престижем. Избыток же
«молодых умов» с дипломами, вовсе отлученных от госслужбы, либо зани-
мающих, с их точки зрения, недостойное положение в иерархии, неизбежно
приводит к росту ощущения попранной справедливости из-за неправомерных
препятствий, чинимых властью на пути достижения «взрослости», что для
представителя традиционного общества является высшим приоритетом.
В итоге, это заканчивается революцией, новая же власть в обществе,
структура которого основана на кланово-племенном принципе, вынуждена
для собственного самосохранения опять же опираться на «своих», оставляя
за бортом многочисленных претендентов. Это приводит, в конечном счете,
к новому революционному витку.
1...,350,351,352,353,354,355,356,357,358,359 361,362,363,364,365,366,367,368,369,370,...436
Powered by FlippingBook