Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 350

Секция XV
348
Востоковедение в Казани занимает важное место в истории отечествен-
ной и мировой ориенталистики XIX–XX вв. Преподавание восточных
языков и научные исследования в университете и в других образователь-
ных и научных центрах Казани представляются феноменом отечественной
культуры и науки. Научная, педагогическая и просветительская деятель-
ность казанских востоковедов способствовали дальнейшему становлению
и развитию востоковедения как значимого отечественного гуманитарного
образования и науки. Их труды до сих пор представляют собой ценнейшие
источники научных исследований и истории российского и мирового вос-
токоведения.
Л. О. Гаджиева (БГУ, Баку)
Роль ислама в развитии мусульманской женщины
в оценке А. Агаева
Освобождение женщины, протест против попрания ее прав в мусульман-
ском мире — актуальнейшие темы азербайджанской публицистики конца
ХIХ—начала ХХ вв. Трудно найти издание или журналиста той поры, которые
не обращались бы к этой теме. Одним из первых этот вопрос поднял видный
публицист и литератор той эпохи Ахмед-бек Агаев.
В своей статье, рассказывая о знатных женщинах в мусульманском мире,
публицист обращает внимание на то, сколько значения придавалось в ислам-
ском мире образованию, развитию литературы и искусства, а главное, про-
свещенности женщины. Вот что он писал по этому поводу: «…они нередко
принимали участие в присутствии знатоков-судей в состязании в сложении
рифм или в диспутах на отвлеченные темы экспромтом».
При этом автор подчеркивает, что так было «в первую эпоху магометанства,
когда мусульмане лучше понимали свою религию и ее дух, среди мусульманок
не редки были примеры занимавшихся науками, литературой, музыкой…».
По мнению автора, несправедливы те западные писатели, которые критикуют
ислам из-за того, «что Махмуд (так называет МухаммадаШекспир), этот „бич“
человеческого рода (так отзывается о нем Вольтер) загородил навсегда дорогу
возрождению женщины на Востоке».
В статье «Женщина и ислам» А. Агаев, в ответ на необоснованные упреки
западных писателей, исследует доисламский период Востока, показывает,
сколько положительного и прогрессивного привнес своим учениемМухаммад.
По мнению автора, женщина в исламе и женщина по исламу—разные понятия.
Женщина в исламе в конце ХIХ в. была измученной и униженной собствен-
ным мужем и обществом, тогда как женщина по исламу (т. е. согласно нормам
ислама) была одним из двух существ, сотворенных Богом, и мусульманская
религия даровала ей те же права, что и мужчине. Вот почему публицист считал
1...,340,341,342,343,344,345,346,347,348,349 351,352,353,354,355,356,357,358,359,360,...436
Powered by FlippingBook