Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 19

Источниковедение и историография Ближнего Востока
17
Выполненный мною перевод «
Китаб-и Бахрийе
» с османско-турецкого на
русский язык имеет своей целью познакомить русскоязычного читателя с этим
шедевром османской географической мысли и его автором.
Аминов Б. Б. (Koç Unıversıty, Стамбул)
Памятники погребальной эпиграфики
Османской империи и Средней Азии XIV–XX вв.
(культурно-исторические параллели и взаимодействия)
Эпиграфические памятники Османской империи Турции и Средней Азии
в контексте ислама имеют многочисленные, однако мало исследованные парал-
лели. С общими исламскими традициями связан историко-филологический
аспект составления текста. Начальные и заключительные фразы, формулы,
хвалебные эпитеты и отдельные слова находят параллели в материалах погре-
бальной эпиграфики обоих регионов.
Турецкие надписи представляют большой интерес, как по содержанию, так
и по построению текста. В текстах встречаются слова и формулы, не имеющие
аналогий в среднеазиатских надписях. Так, назидательные высказывания,
в которых приводится слова Пророк, не встречаются в среднеазиатских над-
гробных надписях. Словарный состав, литературная форма, почерк, приемы
нанесения надписей на твердые материалы в Турции и Средней Азии имели
свои, присущие им особенности. Следует отметить, что большая часть над-
писей XIV–XV вв. в интересующих нас регионах сделана на арабском языке.
В Турции в более поздний период преобладают билингвы на турецком и араб-
ском языках. В Средней Азии существовали арабо-персидские билингвы.
В связи с этим необходимо определить стандартный формуляр текстов
билингвы в эпитафиях Средней Азии и Турции, проследить их хронологию,
выявить их особенности.
Турецкие и среднеазиатские эпитафии дают огромный материал для
изучения истории и генеалогии этих обществ. В среднеазиатских культовых
комплексах часто встречаются сакральные генеалогии. Это − родословные
саййидов, х
в
аджей, отдельных должностных лиц, генеалогии которых восходит
к Пророку и халифам.
В эпитафиях Турции и Средней Азии большую роль сыграют
марсийи
(погребальные элегии). Они позволяли реконструировать текст
марсийе
, опре-
делить культурное значение поминальной поэзии.
Нельзя исключить некоторые взаимодействия в работах камнерезчиков.
Возможно, тумбообразные надгробия (
сундук
) в Турции появились раньше,
чем в Средней Азии, где они встречаются начиная с эпохи Тимура и тимури-
дов. До этого времени мастера использовали
кайраки
, резные и майоликовые
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,...562
Powered by FlippingBook