Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 476

от отождествления божеств со святыми как вынужденной меры в эпоху раб-
ства и период гонений. Реформированное традиционалистическое кандомбле
привлекает немало последователей неафробразильского происхождения
и иногда —в субъективных суждениях—помещается в ряд мировых религий.
Успенская Е. Н. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург)
Вопросы изучения континуума «каста — этнос»
1
Степень изученности индийских традиционных социальных отношений
не столь высока, как принято думать. Достаточно сказать, что наиболее выда-
ющаяся черта индийской социальности — та, что связана с кастовым строем
и кастой, — остается непонятой европейской наукой. Каста довольно хорошо
описана, но ее теоретический анализ далек от полноты и убедительности.
Этническая идентичность завуалирована традиционными планами род-
ственно-корпоративных и сословно-статусных отношений и формулируется
лишь в ограниченном, малоисследованном спектре вариантов. Поэтому
рассмотрение континуума «каста — этнос» представляется оправданным.
При этом обращение к брахманической картине мира, к науке
шастр
может
дать исследователю замечательные возможности понимания и самих терминов
(
джати
), и сокрытых за ними индийских традиционных социальных категорий
в их соотнесении с известными нам идентичностями.
Выдающаяся особенность современного индийского государственного
управления состоит в политике «антропологически обоснованного» контро-
лирования и руководства этническими и этносоциальными процессами, так
называемого «этнического регулирования» и администрирования, постоян-
ной фиксации общественных новаций и тенденций, имеющих отношение
к идентичностям. Эти особенности государственного управления восходят
к сущностным особенностям индуизма, который является эффективной раз-
носторонней социальной технологией, надежно контролировавшей индийские
мультикультурные системы древности и средневековья. Нынешние программы
и методы управления этносоциальными процессами унаследованы от коло-
ниальной административной системы и постоянно совершенствуются: они
вызваны осознанием сложности этнокастового состава страны, особенным
пониманием мультикультурализма и стремлением контролировать сепаратист-
ские настроения. Вышесказанное применимо и к пакистанской ситуации, с тем
уточнением, что на не накладывается мощное влияние принципов исламской
государственности.
1
Доклад подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта
№ 14-18-02785
«
Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой
социальности в контексте процессов глобализации».
Секция XVII
474
1...,466,467,468,469,470,471,472,473,474,475 477,478,479,480,481,482,483,484,485,486,...562
Powered by FlippingBook