Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 406

Секция XVII
404
О. В. Шулунова (БГУ, Улан-Удэ)
Традиционное и авторское восприятие концепта «время»
в поэзии Хань Дуна
В последнее время теории концептуальной метафоры представляются
в литературоведении весьма актуальными. В современной китайской поэзии
одним из наиболее значимых и традиционных является концепт «время».
Определим структуру данного концепта и выражаемые через него взгляды на
примере творчества Хань Дуна, т. к. данный концепт занимает важное место
в его поэтической картине мира, объединяя традицию и авторское новатор-
ство.
Важная традиционная особенность представления о времени, — циклич-
ность, охватывавшая самый широкий круг бытия: от жизни конкретного
человека до истории государства или династии, — становится «внутренней
формой» данного концепта. Отражение картины мира наблюдается уже в лето-
писи «Вёсны и осени» и находит свое отражение в поэзии Хань Дуна.
Дополнительным признаком концепта, понимаемым социумом в целом
и тем самым связующим его с мировоззрением автора, становятся прошлое,
настоящее и будущее. Поэтом они раскрываются неравномерно, например,
будущее для него — понятие абстрактное, а прошлое — одна из форм суще-
ствования быстро меняющегося бытия, состоящего из мгновений, поэтому им
выделяются понятия конкретного момента, определенных дат как составных
концепта.
Непосредственно авторской интерпретацией концепта «время» являются
включаемые в него понятия «постоянство», «регулярность». Поэт прибегает
и к самоиронии, понимая традиционную цикличность и постоянство времени
как «замкнутость», «бег по кругу».
«Время» для Хань Дуна представляется в его непосредственном отноше-
нии к человеку, взаимосвязи с окружающим миром и всеми проявлениями
предметной и духовной деятельности человека: событиями, изменениями,
состояниями, действиями, чувствами. Базовые и авторские метафоры явля-
ются способом поэтического толкования концепта «время», метафорическое
же использование данного концепта выступает как дополнительный способ
его описания и раскрытия. Образные вариации концепта «время» формируют
новые отношения между явлениями действительности в поэтической картине
мира Хань Дуна.
1...,396,397,398,399,400,401,402,403,404,405 407,408,409,410,411,412,413,414,415,416,...436
Powered by FlippingBook