Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 97

Источниковедение и историография Центральной Азии
95
Изначально такие объекты становились
священными
в рамках зороа-
стризма, буддизма или христианства, а после исламизации стали неотъем-
лемой частью локального ислама. Отдельным почитанием пользовались
места, связанные с культом пророков (Сулаймана, Дауда и др.), позднее
также инкорпорированные в народный
ислам
. Для Ирана помимо данных
природных объектов большое значение имели могилы мусульманских воинов-
газиев, религиозных авторитетов, и, особенно, потомков имамов (
имамзада
,
устан
), которые становились объектами
зийарата
. С самых первых этапов
исламизации в Иране народный ислам был тесным образом связан с различ-
ными оппозиционными официальным толкам шиитскими, хариджитскими
и 
исма‘илит
скими группами. Данное обстоятельство, на которое обратил
внимание И. П. Петрушевский в своей работе «Ислам в Иране в VII–XV вв.»,
объясняет популярность среди населения традиции посещения настоящих или
мнимых могил
ши‘ит
ских
имам
ов и их потомков (
макбара
,
машхад
,
устан-и
имамзада
)
 1
. Как указывает, иранский историк Р. Джафариййан, популяр-
ность ‘Алидов среди мусульман была весьма велика: «Эта приверженность
(к Алидам, прим. наше —
А. А
.) доходило до такой степени, что даже в регио-
нах, населенных суннитами, если доводилось проходить или принять смерть
потомку ‘Али, то ему строили гробницу (
бука‘
), и его могила становилась
объектом паломничества (
мазар
 2
.
Несмотря на неоднозначный статус традиции паломничества и самого
культа святых, связанных с посредничеством между Богом и людьми (напри-
мер,
ас-салат би-т-тавассул
), что рядом мусульманских теологов трактуется
как придание Аллаху соучастников (
ширк
), традиция посещения мест упо-
коения различных мусульманских авторитетов демонстрирует необычай-
ную стойкость. Поклонение локальным объектам поддерживается также
традицией т. н. заместительных паломничеств (
зийарат-и фазалиййат-и
хаджж
).
Данное обстоятельство потребовало в ИРИ создания специального ведом-
ства для координации религиозной политики по данному вопросу (
Сазман-и
хаджж ва зийарат-и Джумхурий-и Ислами-йи Иран
).
В представленном докладе анализируется современное состояние и функ-
ционирование некоторых мест паломничества в историко-культурной области
Хорасан (северо-восток Ирана). Главным объектом паломничества этого
региона является гробница 8-го шиитского имама Ризы (
Харам-и мутаххар
)
в Мешхеде, которая является не только религиозным объектом, но и несет
черты градообразующего экономического элемента. Не меньшим почитанием
1
Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV вв. Курс лекций. СПб.: Изд-во
СПбГУ, 2007. С. 269.
2
Джафариййан Р. Тарих-и ташаййу‘ дар Иран. Аз агаз та тулу‘-йи даулат-и Сафави.
Тихран/Тегеран: Нашр-и ‘илм, 1390/2011–2012. С. 90.
1...,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96 98,99,100,101,102,103,104,105,106,107,...436
Powered by FlippingBook