Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 299

или как средство для «умиротворения» региона и предотвращения сецессии.
С этим связан негативный взгляд, который ассоциирует федерализм с сепара-
тизмом и дезинтеграцией государства. Правящие элиты в Африке избегают
использования федеративных механизмов или применяют их вынужденно, не
называя федеративными из опасений «раздавать авансы» регионам.
В докладе анализируется применение квазифедеративного дизайна, или
«де факто федерализма»:
• в Южноафриканской Республике — «регионалистском» государстве,
система устройства которого характеризуется как гибридная, переходная
от унитарной к федеративной, либо как централизованная федерация
с предусмотренными для провинций широкими правами автономии;
• в Судане, где южный регион с 1972 г. получил автономный статус, что
позволяло говорить о фактическом введении федеративной модели в каче-
стве вынужденного компромисса во взаимоотношениях центральной
власти с «культурно отличительным» Южным Суданом;
• в Кении, ДРК, Камеруне, где квазифедерализм также используется как
вариант постконфликтного сценария;
• в Танзании,
де юре
унитарной,
де факто
федеративной, где официальное
конституционное принятие федеративной модели призвано нейтрализо-
вать занзибарский сепаратизм, удержать регион в составе ОРТ. 
Французов С. А. (ИВР РАН; ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Некоторые текстологические критерии для датировки
династического трактата
Кэбра нагаст
Составление окончательной редакции трактата «Слава царей» (
Кэбра
нагаст
), в котором изложен династический миф, обосновывающий леги-
тимность пребывания Соломонидов у власти в Эфиопском христианском
государстве, принято датировать концом первой четверти XIV в. Предприня-
тая недавно попытка отнести его появление к VI в. н. э., представив его как
апокриф, в котором нашли отражение мученичество христиан Награна в 623 г.
и последующая война Аксума с Химйаром
1
, не выдерживает критики.
Между тем, при внимательном текстологическом анализе трактата в нем
обнаруживаются аллюзии на противоборство между царями Амда Сионом I
(1314–1344) и его сыном Сайфа Арадом (1344–1371), с одной стороны, и южной
(Дабра-Либаносской) монашеской конгрегацией, с другой, из-за вызывавшего
недовольство царской власти чрезмерного роста монастырских земельных
1
Debié M.
Le Kebra Nagast éthiopien: une réponse apocryphe aux événements
de Najran? // Juifs et chrétiens en Arabie aux V
e
et VI
e
siècle: regards croisés sur les sources.
Paris, 2010, p. 255–278.
Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
297
1...,289,290,291,292,293,294,295,296,297,298 300,301,302,303,304,305,306,307,308,309,...562
Powered by FlippingBook