Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 293

Само понятие африканистика подразумевает совокупность знаний из раз-
личных отраслей науки, оперируя которыми как цельностью, можно изучать
африканские народы, их цивилизационные особенности во всем их разнообра-
зии и многоплановости. Этот синтез наук, воплощаемый в цивилизационном
подходе, обладает наиболее широким и глубоким творческим потенциалом,
поскольку включает в процесс научного постижения социокультурной сферы
практически все направления гуманитарной мысли. Он не отвергает, но, напро-
тив, настаивает на использовании, например, данных языковедения в истори-
ческих и социологических исследованиях, а лингвистический анализ, в свою
очередь, обогащается и приобретает особый смысл, если опирается на знание
исторических, этнографических реалий, учитывает социальные изменения
и появление новых ожиданий в обществе.
Методология цивилизационного анализа позволяет африканистике, как
и востоковедению, не без оснований претендовать на особый статус отдель-
ной научной дисциплины. Попытка же свести африканистику, к примеру,
к филологическим дисциплинам, или к этнографии, явно обедняет предмет
нашего интереса, как ограничивает и познавательные возможности науки
об Африке.
Свою роль в исследовании народов Африки в рамках цивилизационного
подхода призвана сыграть социология религии. Во-первых, ее самостоятельность
носит относительный характер — она позволяет провести анализ (хотя и отча-
сти формализованный) ключевой сферы общественного бытия, обретающей
в последние годы во всех смыслах особое значение (исламский радикализм).
Во-вторых, возрастающее влияние религии, особенно политическое, способство-
вало возникновению кафедр и отделений социологии религии в ряде универси-
тетов и центров африканских государств. В-третьих, появились журналы, в том
числе по вопросам религий. Часть их специализируется на общей религиозной
проблематике, две другие группыжурналов соответственно—на христианской
и исламской темах и, наконец, издания нерелигиоведческого профиля, где нередко
появляются качественные материалы по религиозным вопросам.
Савельева Д. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Современная поэзия Эфиопии на примере творчества
Белайнех Хайлю Денеке
Поэзия в Эфиопии существует с древних времен. На сегодняшний день есть
лишь работы по традиционной поэзии, в то время как про современный этап
развития эфиопской литературы мало что известно. В рамках данной работы
освещается поэзия, созданная Белайнех Хайлю Денеке в конце ХХ — нач.
XXI вв. Основным источником настоящей работы послужил сборник стихот-
Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
291
1...,283,284,285,286,287,288,289,290,291,292 294,295,296,297,298,299,300,301,302,303,...562
Powered by FlippingBook