Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 312

ных сопоставлений. Вместе с тем, анализ контекста памятников позволяет
предположить, что упоминание богини Сохмет представляет собой не
просто поэтическую метафору, но реалию царского культа. В докладе рас-
сматривается ряд царских памятников разных эпох, в которых визуально
или вербально актуализируется связь юноши-царя, вступающего в бой,
и его матери, свирепой богини.
Немировская А. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Семитские эпиграфические абецедарии
II–I тыс. до н. э.
1
До обнаружения алфавитных эпиграфических памятников (
абецедариев
)
единственным древнейшим свидетельством существования в консонантном
семитском письме I тыс. до н. э. алфавитного порядка были отдельные библей-
ские поэтические тексты, формально организованные по принципу алфавит-
ного акростиха (в кн. Псалмов, Плача Иеремии, Притч).
В ХХ в. был обнаружен целый ряд эпиграфических абецедариев (террито-
рия соврем. Сирии, Израиля, Ирака): из г. Угарит, включая угаритско-аккад-
ский (XIV-XII вв. до н. э.); остракон из Избет-Серта (XII в. до н. э.); из Телль
Зайта (X в. до н. э.); арамейско-аккадский из Вавилонии (датировка варьирует
от VII до II в. до н. э.). Такого типа памятники, как и наличие устойчивого
порядка знаков письма должны были сложиться в рамках системы обучения
писцов. Зародившись в Ханаане во 2-й пол. II тыс. до н. э., она была вос-
принята как арамейско-еврейской, так и финикийско-греческой традициями
I тыс. до н. э. Отмечается некоторая вариативность в порядке следования
отдельных графем, а также различия в направлении письма и форме знаков.
Особый интерес представляют двойные абецедарии. Ряд ученых полагают,
что аккадские CV-соответствия при угаритских знаках представляют собой
аббревиатуры названий западносемитских графем и что угаритско-аккадский
абецедарий является подтверждением протосинайской гипотезы происхож-
дения консонантного алфавита (Cross-Lambdin 1960; Tropper 2012). Критика
такой трактовки основывается на том, что, несмотря на достаточно широкое
применение сокращений в месопотамской писцовой традиции, это не распро-
странялось на силлабарии (Hallo 2004).
Согласно другой точке зрения, гласные угаритских графем в аккадско-у-
1
Исследование выполнено при поддержке гранта СПбГУ в рамках проекта
2.38.525.2013 «Этнокультурные контакты и взаимодействия в процессе возникновения
и развития древнейших цивилизаций (по памятникам материальной культуры
и письменным источникам древнего Ближнего Востока и Центральной Азии
V–I тыс. до н. э.)».
Секция XI
310
1...,302,303,304,305,306,307,308,309,310,311 313,314,315,316,317,318,319,320,321,322,...562
Powered by FlippingBook