Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 310

(шумерской) и северной (сирийской и северо-месопотамской). Развитие госу-
дарственности северной и южной части региона, занятых носителями разных
культурных традиций, шло разными путями, что привело к формированию
здесь двух разных вариантов управляющих структур: города-государства
и территориального (регионального) государства. Два варианта политического
развития севера и юга Месопотамии были, вероятно, следствием не только
разных масштабов этих двух регионов, но и совершенно разных условий
земледелия на естественно орошаемых полях севера по сравнению с иррига-
ционным земледелием юга.
Попытки объединения севера и юга в единую централизованную
государственную структуру на протяжении периода ранней древности
предпринимались не менее трех раз: в XXIII (государство Аккада), в XXII
(государство III династии Ура) и в XVIII вв. до н. э. (государство I вавилон-
ской династии). Однако такая система организации власти не устраивала
городское население и старую городскую элиту юга. Периодически проис-
ходили восстания городов, которые, отказываясь подчиняться центральной
администрации и передавать в центр ресурсы, выбирали своих правителей.
Эти восстания жестоко подавлялись, но как только центральная власть
приходила в упадок, новые административные структуры этих государств
также быстро распадались, в то время как местные городские власти
заново восстанавливались, и юг возвращался к традиционной системе
городов-государств.
В надписях, составленных от имени царя Самсуилуны в XVIII в. до н. э.
и описывающих восстание городов юга против Вавилона, немало общих
черт с надписями царей Римуша и Нарам-Сина, где излагается ход восстания
городов юга против Аккада, происходившего почти на пять столетий раньше,
в XXIII в. до н. э.
Корниенко Т. В. (Воронежский ГПУ, Воронеж)
К вопросу о методах и подходах в изучении культовых
практик, идеологии и символических систем
ранненеолитических сообществ Леванта
и Северной Месопотамии
Рассматривается проблема изучения идеологии, ритуала и символических
систем Леванта и Северной Месопотамии эпохи перехода от эпипалеолита
к неолитическому образу жизни. Качественные психологические новообразо-
вания человека и социума в данный период его исторического развития архе-
ологически фиксируются свидетельствами различных категорий, в том числе
появлением многочисленных символически оформленных объектов. В докладе
Секция XI
308
1...,300,301,302,303,304,305,306,307,308,309 311,312,313,314,315,316,317,318,319,320,...562
Powered by FlippingBook