Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 57

Источниковедение и историография Ближнего Востока
55
В 2014 г. появляется медиа-центр «Аль-Хайят», ориентированный на Запад
и производящий продукцию на английском, немецком, французском и русском
языках. Им запущен трейлер к будущему фильму «Пламя войны», сайт на рус-
ском языке «Халифат. Исламское государство», глянцевый журнал «Дабик».
Медиа-империя ИГИЛ, вещающая через Интернет на разных языках, таким
образом, приобрела возможность вести пропаганду джихада и вербовать сто-
ронников в мировом масштабе.
Туманян Т. Г. (Философский ф-т СПбГУ, Санкт-Петербург)
Государство и власть на перекрестках политических
дискуссий мусульманского Средневековья
Средневековая исламская мысль выработала множество отличающихся друг
от друга моделей построения общества и государства. Стимулом к постоянным
поискам социально-философского и религиозного идеала всегда было явное
несоответствие этико-политических норм ислама реальному их воплощению
в мусульманских государствах. Поэтому неудивительно, что выдаю¬щиеся
мыслители мусульманского Востока в попытках формирования политической
доктрины государства и власти, не только опирались на сугубо религиозные
основы, но часто заимствовали те или иные «стандарты» философского мыш-
ления, а также поли¬тические, социальные и правовые сюжеты в духовном
наследии предшествовавших цивилизаций.
В рамках социально-политической мысли классического ислама можно
выделить несколько основных концептуальных направлений или теоретических
подходов в разработке идеи государства и власти. К наиболее исследованным
из них, прежде всего, следует отнести нормативно-юридическое, этико-фи-
лософское, а также морально-дидактическое направления . Как известно,
первое направление традиционно опиралось на правовую теорию ислама,
в основе которой находятся принципы шариата. Исторически сложилось так,
что идеологическое обоснование халифата было результатом труда правоведов
и богословов, авторитетных знатоков фикха, на протяжении нескольких сто-
летий вырабатывавших доктрину исламской государственности, ее сущности
и функций различных ее институтов. Именно в рамках этого подхода фор-
мулировались основные положения учения о государстве и власти в исламе.
Этико-философское направление, которое разрабатывалось, прежде всего,
такими выдающимися представителями фалсафа или восточного («арабского»)
перипатетизма как ал-Фараби (в латинизированной форме — Alpharabius),
Ибн Сина (Avicenna), Ибн Баджжа (Avempace), Ибн Туфайл (Abubacer), Ибн
Рушд (Averroes), в целом, следовало традиции древнегреческой политической
философии, представленной главным образом трудами Платона и Аристотеля.
1...,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56 58,59,60,61,62,63,64,65,66,67,...562
Powered by FlippingBook