Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 131

Источниковедение и историография Индии и ЮВА
129
Религии он связывает с определенными языковыми семьями, полагая, что
каждой из них свойственно особое мировосприятие (здесь явственно просле-
живается влияние концепции В. Гумбольдта). Для религий «арийских» наро-
дов—в частности, для индуизма,—характерно почитание «Бога в природе, Бога,
являющегося нам скорее сквозь завесу тайны физического мира, нежели Бога,
скрытого в тайниках человеческого сердца»
1
. Веданта — в равной мере фило-
софия и религия — понимается им как проявление монотеизма, свойственного
в той или иной мере всем религиям человечества (концепция прамонотеизма).
Валеев Р. М. (ИМОИВ КФУ, Казань), Шайдуллин Р. В. (ИТЭ АНТ, Казань)
Тюрко-татарские путешествия в Индию
(2-я пол. XVII — нач. XIX вв.):
путешественники и тексты
2
Геополитическое и историко-культурное цивилизационное пространство
Поволжья и Приуралья и его основные средневековые исторические города
(Итиль, Астрахань, Болгар, Биляр, Казань и др.) являются уникальными поли-
тическими и культурными центрами цивилизаций Востока и Запада. Известные
средневековые государства—Хазарский каганат, Волжская Булгария, Джучиев
улус, Московское государство и тюрко-татарские ханства представляются исто-
рическими символами евразийского мира, они сыграли важную роль в истории
российско-индийских торгово-экономических, политических и культурных
отношений средневековья и нового времени.
В ХIХ в. Казанский университет был одним из центров отечественной
и мировой ориенталистики, в том числе санскритологии и индологии. Препода-
вание санскрита, формирование фонда литературы и рукописей и исследование
санскритских текстов в 1842–1856 гг. проводилось известными представите-
лями отечественной и европейской санскритологии—П. Я. Петров (1841–1851)
и Ф. Ф. Боллензон (1852–1856).
Истоки данной научной и просветительской традиции связаны с тюрко-та-
тарскими путешествиями в Индию второй половины ХVII — начала ХIХ вв.
служилых и торговых людей — посланника царя Алексея Михайловича
к могольскому шаху Аурангзебу в 1675 г. Мухаммад-Юсуф Касимова (?–?),
участников торгового каравана Якуба Ягафарова (?–1753), Надира Сафарова
(?–1752), Исмагила Бикмухаммадова (?–1801) и, особенно, Губайдуллы Ами-
рова в 1774–1805 гг.
1
Макс Мюллер Ф.
От слова к вере. С. 69-70.
2
Исследование выполнено в рамках проектов РГНФ № 14–11–16015, № 15–01–
00061, № 15–11–16009.
1...,121,122,123,124,125,126,127,128,129,130 132,133,134,135,136,137,138,139,140,141,...562
Powered by FlippingBook