Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 130

128
Бурмистров С. Л. (ИВР РАН, Санкт-Петербург)
Индийская культура в философской компаративистике
Фридриха Макса Мюллера
Сравнительно-исторический метод, хорошо зарекомендовавший себя
в языкознании, Фридрих Макс Мюллер (1823–1900) предлагает использовать
в религиоведении. Способность к религиозным переживаниям в его концепции
аналогична способности к языку.
Крупнейшие религии мира, пишет он, возникли в ареалах всего двух
языковых семей — «арийского семейства» и «семитского семейства»,
как он их называет, — и среди множества народов, говоривших на этих
языках, в каждом «семействе» выделились всего по два — индийцы и персы
в первом и евреи и арабы во втором. В «арийском семействе» выросли
ведийская религия, зороастризм и буддизм, а в семитском — иудаизм, ислам
и христианство, причем эти группы религий изоморфны: ведийская религия
и иудаизм послужили в своих группах почвой для формирования новых
религий, но после их возникновения не сошли с исторической арены; на их
основе сформировались буддизм и христианство, причем оба в породивших
их областях не закрепились, но нашли признание за их пределами; наконец,
зороастризм и ислам — это слабые и вторичные отпрыски первоначальных
религий
1
.
1
Макс Мюллер Ф.
От слова к вере: Религия как предмет сравнительного изучения /
Пер. с англ. А. М. Гилевича и В. М. Живаго // Языки как образ мира / Сост. К. Королев.
М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003. с. 36–38.
Секция V.
Источниковедение и историография
Индии и ЮВА
Historiography of India and Southeast Asia
1...,120,121,122,123,124,125,126,127,128,129 131,132,133,134,135,136,137,138,139,140,...562
Powered by FlippingBook