Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 204

Секция VII
202
в Корее, но и позволяют судить об относительной результативности мер,
проводимых японской администрацией. Эти материалы, при критическом
их использовании и сопоставлении с другими источниками, помогают
воспроизвести картину колониальной Кореи, восполнить многие «белые
пятна» ее истории. Введение в научный оборот новых, ранее неиспользо-
ванных материалов служебных изданий генерал-губернаторства в Корее
вносит существенный вклад в пополнение источниковедческой базы
исследований корейской и японской истории с конца 1910-х годов XX в.
до 1945 г.
Османов Е. М. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Международная реакция на материалы японских
учебников по истории: история возникновения
и современное состояние проблемы
Попытки пересмотра истории имеют в Японии довольно давние традиции.
Однако если большинство из них было связано с внутрияпонскими реалиями
и не вызывало какие-либо протесты со стороны сопредельных с Японией
государств, то сегодня ситуация совершенно иная.
Принимая во внимание, что система школьного образования в Японии
традиционно была сильно централизована и процесс написания любых учеб-
ников, включая учебники по национальной истории, всегда находился и нахо-
дится под строгим контролем государства, манипулирование содержащейся
в них информацией является весьма действенной мерой для формирования
в умах молодого поколения японцев определенных стереотипов. Поскольку
националистическая риторика и необходимость военного усиления являются
краеугольным камнем современной японской политики, именно задаче так
называемого «патриотического воспитания» и должны отвечать учебники
по истории.
Еще в начале 1990-х годов профессор Токийского университета Фудзиока
Нобукацу возглавил идеологическую кампанию по пересмотру школьных
учебников в сторону усиления в них патриотического содержания. По его
мнению, послевоенные учебники по истории писались «врагами нации».
И он с единомышленниками настаивал на том, чтобы идеи возрождения япон-
ского довоенного национализма стали определяющими в новой идеологии
школьных учебников по истории. Сегодня преподавание истории в японских
школах осуществляется именно с такой позиции, что, естественно, оказывает
серьезное влияние на отношения Японии с сопредельными государствами,
нередко становясь источником серьезных дипломатических разногласий
и скандалов.
1...,194,195,196,197,198,199,200,201,202,203 205,206,207,208,209,210,211,212,213,214,...562
Powered by FlippingBook