Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 129

Источниковедение и историография Индии и ЮВА
127
ется влияние португальского языка на язык конкани; характеризуются особен-
ности индо-португальской литературы. Подробно рассмотрены «музыкальные
истории» как отличительные признаки гоанской идентичности, гражданская
и религиозная архитектура.
Ведущие португальские ученые, носители культуры и местные специалисты
совместно подготовили труд, раскрывающий разные стороны современной
жизни гоанцев. Эта новая парадигма исследований лузо-азиатской культуры
получила дальнейшее развитие в современной португальской науке.
Е. В. Столярова (ГМИР, С.-Петербург)
«
Вишну-Сахасранама-стотра
» как источник по изучению
культа Вишну в эпический период
В индуистских религиозных практиках особое место отводится рецитации
божественных имен. Номенклатура имен и эпитетов бога представляет собой
богатый материал для исследования формирования религиозного культа, его
отличительных особенностей и ритуальных практик.
В индуизме существует огромное количество ритуальных текстов, в том
числе гимнов. Стотра (гимн-восхваление божества) заключает в себе важную
религиозно-философскую информацию и является дидактическим наставле-
нием. Сахасранама-стотры используются в индивидуальной медитативной
и ритуальной практике, а также в процессе храмового богослужения.
Одним из источников изучения эпического периода в формировании культа
Вишну выступает входящий в состав «Махабхараты» гимн «Тысяча имен
Вишну» («
Вишну-сахасранама-стотра
»), включенный в главу 149 тринадцатой
книги — «
Анушасанапарва
» («Книга о предписании»).
«
Вишну-сахасранама-стотра
» состоит из трех частей: вводной, где сформу-
лированы вопросыЮдхиштхиры к Бхишме, основной—перечня имен Вишну
и заключительной, в которой перечисляются плоды, обретаемые в практике
рецитации и слушания стотры.
Ко времени включения в «Махабхарату» исследуемого источника форми-
руется индуистская картина мира, в которой Вишну выдвигается на первый
план. Список его титулов с течением времени включает в себя обширный
перечень имен и эпитетов других индуистских богов, различных племенных
божеств, а также философские понятия, показывая, что данное божество
является источником и сутью всего существующего, что неоспоримо говорит
о появлении монотеистической тенденции в период сложения эпического
памятника (к середине первого тысячелетия н.э.). В свою очередь перечисление
божественных имен в ритуальной практике индуизма становится своеобразной
формой почитания бога, которая провозглашается одним из наиболее доступ-
ных и достойных путей для адепта в достижении освобождения.
1...,119,120,121,122,123,124,125,126,127,128 130,131,132,133,134,135,136,137,138,139,...436
Powered by FlippingBook