Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 333

Писаницы, включающие рисунки самых разных исторических эпох играли
и продолжают играть большую роль в шаманских культах этнографических
народов Центральной Азии. По-видимому, наскальные изображения связаны
с культом почитания гор, имеющем свои истоки в глубокой древности.
Наскальные изображения в культовых действиях могли выполнять самую
разнообразную функцию. По закону партиципации первобытные люди припи-
сывают изображениям различные мистические силы, т. к. всякое изображение
сопричастно природе, свойствам и жизни изображаемого объекта. Изображение
является одновременно оригиналом, и поэтому от него можно получить то же,
что и от изображаемого, а на этот субъект в свою очередь можно действовать
через изображение
1
.
Прежде всего, нужно отметить, что воспроизводились не конкретные
животные или люди, лодки или колесницы, а сверхъестественные сущности
(души, духи, божества), т. к. по законам первобытного мышления рисунок,
лишенный мистического смысла, лишен всякого смысла.
Большая часть наскальных изображений Центральной Азии — это рисунки
животных. Это могут быть отдельно выбитые одиночные фигуры, но чаще всего
этопростая совокупностьфигур, связанныхмежду собойограниченнымпростран-
ством скалы, позами, направлением движения. Здесь имеет место композиция,
построенная на простой присоединительной связи. Акценты в такой композиции
расставляются припомощипримитивныхприемов—уменьшение илиувеличение
фигур (литота и гипербола) илипомещение главнойфигурывцентре изобразитель-
ного поля. Создается впечатление, что те, кто создавали петроглифы, стремились
главнымобразом«назвать», обозначить то существо, к которому они обращаются.
Если принять точку зрения, что истокишаманизма лежат в древности, может
быть в бронзовом веке, то наскальные изображения можно интерпретировать
по нескольким направлениям:
1) это воспроизведение духов-помощников древних служителей культа, тех
кто совершал обрядовые действия;
2) это воспроизведение душ священных животных-ыдыков, посвящаемых
божествам гор, рек и т. д.
Ковалев А. А. (Санкт-Петербург)
В поисках археологических свидетельств последнего похода
Ли Лина (99 год до н. э.)
Подробности последнего похода западноханьского полководца Ли Лина
раскрывает текст цзюани 54 «Хань шу». Отряд Ли Лина, насчитывавший пять
тысяч человек, выступил на север из укреплений близ озера Цзюйянь (совр.
1
Леви-Брюль Л
. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 96.
Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
331
1...,323,324,325,326,327,328,329,330,331,332 334,335,336,337,338,339,340,341,342,343,...562
Powered by FlippingBook