Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 339

участками патины золото облупилось) эти предметы — безусловные подделки.
В-третьих, находки изготовленных таким способом подражаний и фальшивых
куфических динаров и византийских солидов хорошо известны на территории
исторической Хазарии — от Крыма до Дагестана.
Таким образом, документирована серия поддельных умаййадских динаров
хазарского времени, сделанных в одной мастерской. Все они, несомненно,
происходят из неизвестного или разрушенного археологического комплекса
(клада или могильника) VIII–IX вв. Не лишним будет предположить, что этим
памятником мог быть Таркинский могильник в черте Махачкалы, — по-види-
мому, некрополь хазарского города Самандара. Несколько десятилетий тому
назад в одном из разрушенных погребений этого могильника был найден
полностью аналогичный поддельный динар 114 г. х.
Матвеев А. С. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Кочевники Евразийских степей и Ближнего Востока:
сходство и различие
Проблема кочевничества выходит далеко за рамки одного континента,
поэтому параллели между кочевниками разных регионов проводились давно.
Так, например, предпринимались попытки сопоставить создание Арабского
халифата и державы Чингис-хана—как двух крупнейших империй, созданных
кочевниками. Однако они ограничивались внешним сходством: например,
попытка найти «первопричину» создания двух империй в области «идеоло-
гии» — через сопоставление роли ислама и «тенгрианства» Чингис-хана
1
.
Еще менее убедительны оказались марксистские теории о «разложении
родового строя» у арабов/монголов/сельджуков/и т. п. как причине возникно-
вения государства у кочевников. Подобное «разложение» было перманентным
состоянием кочевого общества Аравии на любом этапе его истории вплоть до
XX в. Исследования кочевых обществ Евразии показали, что высший уровень
социальной организации кочевого общества, необходимый для обеспечения его
существования, это «племя», которое обеспечивает систему сезонных переко-
чевок. Более высокий уровень организации с экономической точки зрения не
требуется, отсюда принципиальная недолговечность кочевых объединений.
Это хорошо видно и по доисламским «предгосударствам» Аравии, которые
создавались лишь при поддержке оседлых соседей — Византии (Гассаниды),
Ирана (Лахмиды), Йемена (Киндиты), а при утрате внешней поддержки мгно-
венно распадались.
1
Saunders J. J.
The Nomad as Empire-builder: A Comparison of the Arab and Mongol
Conquests // Muslims and Mongols, Christchurch. NZ, 1977. P. 36–66.
Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
337
1...,329,330,331,332,333,334,335,336,337,338 340,341,342,343,344,345,346,347,348,349,...562
Powered by FlippingBook