Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 343

в первые века новой эры. Материалы из раскопок Л. Р. Кызласова 1969 г. хра-
нятся в Государственном Эрмитаже, где эти ткани — в основном небольшие
фрагменты — изучаются с точки зрения их технологии, контекста в погребе-
ниях и имеющихся аналогий.
Полихромные шелка периода Восточная Хань не сохранились на террито-
рии собственно Китая, где они производились, и основная информация об этих
материалах происходит из памятников Восточного Туркестана, Сирии иЮжной
Сибири, где ткани сохранились благодаря особым благоприятным условиям.
В отличие от элитных погребений Ноин-Улы, где крупные фрагменты шелка
и сшитая из него одежда рассматриваются в качестве подношений шаньюям,
проникновение шелка в Минусинскую котловину явно происходило как-то
иначе. Определение конкретных источников оглахтинского шелка и способов
его попадания в Южную Сибирь, характер использования шелковых тканей
местным населением, возможность датировки Оглахтинских погребений по
шелковым импортам — вот основные вопросы «шелковой проблематики»
Минусинской котловины первой половины I тыс. н. э.
Наибольшее число аналогий оглахтинскому полихромному шелку про-
исходит из памятников в районе Лоуланя на востоке Таримского бассейна.
Совпадение целой серии тканых орнаментов позволяет предполагать, что
попадание таких тканей к населению Минусинской котловины не было раз-
розненным и случайным, а имело вполне определенный источник. О том же
свидетельствуют и некоторые технологические особенности, выявленные при
изучении оглахтинского шелка.
Поляков А. В. (ИИМК РАН
,
Санкт-Петербург)
Появление элементов кочевнических традиций в эпоху
поздней бронзы (на примере материалов карасукской
культуры Среднего Енисея)
Формирование кочевого образа жизни на территорииЮжной Сибири фик-
сируется начиная с предскифского времени. Этот процесс можно проследить
на примере современной относительной хронологии карасукских древно-
стей
1
. Ключевым элементом нового хозяйственного уклада является верховое
использование лошади. На самом раннем (I) этапе карасукской культуры она
рассматривалась как пища и, вероятно, тягловое животное. Известно свыше
70 случаев, когда в ранних карасукских могилах в качестве сопроводительной
пищи было положено мясо лошади.
1
Лазаретов И. П., Поляков А. В.
Хронология и периодизация комплексов эпохи
поздней бронзы Южной Сибири // Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье
и сопредельных регионах в конце эпохи бронзы. Барнаул, 2008. С. 33–55.
Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
341
1...,333,334,335,336,337,338,339,340,341,342 344,345,346,347,348,349,350,351,352,353,...562
Powered by FlippingBook