Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 497

стала популярной среди политиков и ученых, которые пытаются изучить преи-
мущества и недостатки этой системы для разработки новых форм культурной
или нетерриториальной автономии для отдельных народов и конфессиональ-
ных групп. Османская империя является перспективным полем для изучения
этноконфессиональной политики государства, проблем национальной иден-
тичности и национализма, так как на территории империи жили различные
этнические группы и она, как многоконфессиональная и многонациональная
империя, имела большой опыт успешного регулирования подобных вопросов.
В Османской империи отношения между государством и этнокон­
фессиональными группами регулировались в рамках системы
миллетов
,
которая давала возможность немусульманским подданным решать различные
вопросы внутри своего сообщества при условии признания верховной власти
султана.
В XIX в. врезультате ряда реформ система автономных конфессиональных
общин была реформирована: армянский
миллет
, как и другие
миллеты
, был
секуляризован и демократизирован. До
танзиматских
реформ религия была
определяющим фактором для всех общин в османской империи, однако к концу
эпохи
танзимата
Османская империя представляла собой в большей степени
многонациональное, чем многоконфессиональное государство.
В докладе рассматривается процесс перехода от одной идентичности
(этноконфессиональной) к другой (национальной) в армянском
миллете
Османской империи эпохи реформ XIX в., показано, как социально-культур-
ные процессы и политическая ситуация в османском государстве повлияли
на трансформацию идентичности армянского
миллета
. Привлечены редкие
армянские периодические издания, публиковавшиеся в Константинополе
и Смирне в 1840–1890-е гг., протоколы Национального собрания западных
армян, мемуары, письма и публикации, которые показывают, как проходили
процессы секуляризации и демократизации в армянском
миллете
. Часть
османских, армянских и российских архивных материалов впервые вводятся
в научный оборот.
Козинцев М. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
К вопросу о восточном экзистенциализме
(на материале турецкой литературы)
Литературный процесс ХХ в. представляет собой уже не просто спектр
национальных или региональных литератур, но становится глобальным
явлением, когда литературы разных народов взаимодействуют друг с другом.
В ходе этого процесса некоторые идеи и умонастроения переходят из одной
национальной литературы в другую и далее из одной региональной литера-
Школа молодого востоковеда — 2015
495
1...,487,488,489,490,491,492,493,494,495,496 498,499,500,501,502,503,504,505,506,507,...562
Powered by FlippingBook