Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 498

турной традиции распространяются на соседние, становясь наднациональ-
ными категориями. Одной из таких категорий является «экзистенциальный
тип художественного сознания», на основе которого складывается особое
«экзистенциальное» состояние мысли. Это явление нашло свое отражение
и в восточных литературах. Однако подобные литературные образцы нельзя
отождествлять с соответствующим направлением в западноевропейской
и американской литературе 1940–1960-х гг., тесно связанным с одноимённой
философской школой.
Истоки турецкого экзистенциализма как части восточного экзистенциализма
лежат в последней трети XIX в., когда угасание Османского государства стало
наиболее ощутимо, а в качестве поворотной вехи выступает катастрофическое
поражение в I Мировой войне и распад империи.
Наиболее ярко экзистенциальные идеи представлены в произведениях
авторов, в центре внимания которых находился внутренний мир личности. Так
С. Али (1907–1948) в романе «Мадонна в меховом манто» (1943) изображает
человека, пережившего внутреннюю катастрофу, незаметную для окружающих,
но окончательно его сломившую. С. Фаик (1906–1954) в ранних рассказах
(сборник «Самовар», 1936) размышляет о месте человека в жизни другого,
о понимании окружающей действительности и, в частности, природы. Схожие
мотивы заметны в творчестве П. Сафа (1899–1961) (роман «Палата в девятой
хирургии», 1931), в котором, на первый взгляд, нет каких-либо экзистенци-
альных черт.
Говоря о восточном экзистенциализме, следует иметь в виду, что речь идёт
о некоем общем направлении мысли, имеющем место в творчестве авторов
разных художественных течений.
Котенко Д. Г. (АлтГПУ, Барнаул)
Проблемы изучения истории
грузинского дворянства
Изучение института грузинского дворянства связано с трудностями, так
как основывается на единственном письменном своде законов Вахтанга VI,
который был составлен в начале XVIII в.
Дворянство Грузии, заинтересованное оказаться в списках благородного
сословия России, зачастую приводило неверные данные о своём социальном
статусе. Именно с этим можно связать то факт, что при составлении Актов
Кавказской археографической комиссии под руководством А. Берже было
выключено много документов, описывающих права и обязанности
азнаури
(дворян) со слов самих азнауров, но не подтверждённых грамотами на дворян-
ское достоинство. Такие свидетельства имели много противоречий, которые
Секция XVIII
496
1...,488,489,490,491,492,493,494,495,496,497 499,500,501,502,503,504,505,506,507,508,...562
Powered by FlippingBook