Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 112

Секция V
110
рукопись поэтической антологии под названием
Мухаббат-нама
, составленная
по приказу ‘Умар-хана в 1234/1818–1819 г.
1810–1822 гг. были периодом правления ‘Умар-хана, который стремился
возвысить свое правление и авторитет Кокандского ханства. В этих целях был
осуществлен целый ряд мероприятий: ‘Умар-хан присваивает себе титулы
амир
ал-муслимин
и 
саййид
; он завоевывает город Туркестан, в котором располага-
ется мавзолей суфия Хваджи Ахмада Ясави (ум. 886/1166), построенный по
приказу Тимура (1370–1405); при ‘Умар-хане была создана фиктивная генеа-
логия, которая связывала Кокандских ханов с Тимуридами (1370–1506) через
Бaбура (1483–1530). При ‘Умар-хане было составлена поэтическая антология
из стихов 70 придворных поэтов —
Маджму‘a-йи ша‘иран
.
На этом фоне и была создана
Мухаббат-нама
, предназначенная Османскому
султану Махмуду II. Этот подарок имел геополитический характер: ‘Умар-хан
хотел показать, что Кокандское ханство является суверенным и равноправным
государством, стоящим наравне с Бухарским ханством (1856–1920). Подтверж-
дения этого сувернитета он ждал и от Османского султана
 1
.
Состав рукописи
Мухаббат-наме
таков: (1) полный сборник стихов (диван)
Али Шира Наваи (1441–1501); (2) Поэзия ‘Умар-хана; (3) поэтические сбор-
ники тюркских классиков Лутфи (1366–1462) и (4) Фузули (1494–1556). Через
такую композицию ‘Умар-хан намеревался показать султану Махмуд II, что
он принадлежит к династии Тимуридов и занимает высокое положение среди
тюркских классиков поэзии. Таким образом,
Мухаббат-нама
как диплома-
тический подарок должена была служить легитимности власти и авторитета
‘Умар-хана.
1
Komatsu H. “Khoqand and Istanbul: An Ottoman Document Relating to the Earliest
Contacts between the Khan and sultan”. Asiatische Studien/Études Asiatiques. LX, 4. 2006.
P. 963–986.
1...,102,103,104,105,106,107,108,109,110,111 113,114,115,116,117,118,119,120,121,122,...436
Powered by FlippingBook