Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 377

Школа молодого востоковеда — 2013
375
Различие между именами деятеля в значении свойства и в значении функ-
ции сравнительно тонкое и не имеет четкой границы. Однако мы согласны
с А. Б. Шлуинским, который считает необходимым использование этого раз-
личия, поскольку оно существует и между отдельными частными значениями
внутри семантической зоны аспектуальных значений.
П. И. Буцык (ВФ СПбГУ)
О методологии изучения ритуальной музыки
тибетского буддизма
Музыкальная традиция тибетского буддизма стала предметом научных
исследований в середине XX в. История ее изучения представляет собой
постепенный процесс формирования основных методологических подходов,
научной терминологии, а также основных теорий и концепций.
В определенной степени препятствием для проведения обширных
исследований и получения необходимой информации является секретность,
которая окружает тантрические ритуалы тибетского буддизма. Во время
сбора материала, при проведении анализа и систематизации полученных
данных необходимо также принимать во внимание различия, существующие
между музыкальными традициями различных школ тибетского буддизма.
Проведение исследования значительно затрудняется немногочисленно-
стью классических тибетских трактатов, посвященных теории тибетской
музыки. Некоторые трудности связаны с переводом теоретических трак-
татов на другие языки и с интерпретацией основных идей, которые в них
изложены.
Вследствие сложности изложения материала и теоретического характера
основополагающих тибетских текстов, посвященных музыке, современные
исполнители редко обращаются к их прочтению, руководствуясь устными
наставлениями своих учителей. Таким образом, отсутствует квалифици-
рованное толкование этих текстов современными тибетскими исполните-
лями.
При рассмотрении феномена тибетской ритуальной музыки наиболее
эффективным представляется использование междисциплинарного подхода,
который не только позволяет дать наиболее полное объяснение культурных
явлений, но и способствует пониманию их исторического развития и взаи-
модействия.
Исследователь должен учитывать различия, существующие между культу-
рами (западной и тибетской), которые особенно ярко видны при определении
содержания основных эстетических категорий. Необходимо также обратить
внимание на неразрывную связь ритуальной музыки, ритуала в целом и основ-
ных концепций буддийского учения.
1...,367,368,369,370,371,372,373,374,375,376 378,379,380,381,382,383,384,385,386,387,...436
Powered by FlippingBook