Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 437

Во вторую группу входят мемории Оренбургского магометанского духов-
ного собрания (ОМДС). В этих записях, включающих анализ делопроизводства
ОМДС, можно найти информацию о способах финансирования мечетей, о том,
каким образом организовывалась взаимопомощь в пределах мусульманских
общин (например, в случае. если сгорела мечеть), какую роль играли местные
религиозные лидеры во взаимоотношениях с властями, когда приходилось
решать вопросы о реставрации культовых мест, поддержки мусульманского
образования, помощи бедным, организации
хаджжа
и др.
К третьей группе относятся сочинения крупных религиозных и обществен-
ных фигур Семипалатинска. Это работа ахуна Ахмад-Вали ибн Али ал-Казани
«Китаб-и таварих-и Семипалат кала»
(«Книга истории города Семипалатин-
ска») и три произведения имама, а также известного историка и этнографа
Курбан Али Халиди. Первое, не озаглавленное сочинение включает в себя
историю мечетей Семипалатинска. Оно было опубликовано в английском
переводе А. Франка и М. Усманова в 2001 г. Вторая работа представляет собой
исламский биографический словарь, раскрывающий важные детали социаль-
ных отношений в пределах мусульманских общин. Третья и самая крупная
работа Курбан Али Халиди — 
«Таварих-и хамса-ий шарки»
(«Пять историй
Востока») —классический образец сочетания региональной и всеобщей исто-
рии. В ней мы можем найти не только описание характера финансирования
мусульманских институтов, но и споры о распределении
закята
и
ушура
. Автор
обращает внимание на специфику организации подобных сборов в земледель-
ческих и скотоводческих районах.
Шихалиев Ш. Ш. (ИИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала)
Развитие арабографической литературы в Дагестане
в контексте деятельности мусульманских реформаторов
начала ХХ в.
Идеи джадидизма в Российской империи были направлены на реформу
системымусульманского образования, введение в систему мусульманских школ
естественных дисциплин и развитие единого тюркского языка
1
.В отличие от
джадидов внутренних регионов Российской Империи, многие дагестанские
реформаторы выступали с идеями широкого развития местных национальных
языков
2
. Это в корне отличало их взгляды от идей джадидов Крыма и Волго-У-
1
Валидов Дж.
Очерки истории образованности и литературы татар (до революции
1917 г.). Москва-Петроград, 1923; Ahmed Kanlidere, Reform within Islam: The Tajdid and
Jadid Movements among the Kazan Tatars. Istanbul, 1997.
2
Акаев А.
Пайхамарны ёлу булан / сост. Гасан Оразаев. Махачкала: Даг. кн. изд-во,
1992. С.  63–65.
Источниковедение и историография ислама в России
435
1...,427,428,429,430,431,432,433,434,435,436 438,439,440,441,442,443,444,445,446,447,...562
Powered by FlippingBook