Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 427

ВХХI в. по-прежнему убивают женщин по обвинению в «преступлении чести»
(В. Хури-Гата, «Семь камней для грешницы»).
Здесь же звучит несмолкающий мотив противостояния Востока и Запада,
при этом Восток не идеализируется, но вскрываются проявления его ужа-
сающей косности. Ливанский роман черпает темы из войны 1975–1990 гг.
Д. Мазлюм в «Бейруте ночью» повествует о поколении (о тех, кому чуть
больше 30), теряющем свою принадлежность к арабизму (
аль-‘уруба
).
Писательницы-эмигрантки показывают родину до и после происшедших
там перемен. И. Каджах Джи в романе «Ташари» изображает Ирак, которого
больше нет, стремясь оставить достоверное свидетельство очевидца, адресован-
ное поколениям, живущим в обстановке насилия, захлестнувшего современный
Ирак. Писательницы пытаются объяснить своим читателям их жизнь, даже
если они используют приёмы сюрреализма: причины иллюзий персонажей
материальны — жизненное неблагополучие, разочарование, желание найти
утешение и надежду, хотя бы и в некоем инобытии (И. А. ар-Рахим, «Комнаты»).
Шулунова О. В. (БГУ, Улан-Удэ)
Концептуализация лирического героя в поэзии Хань Дуна
Современная китайская поэзия в 90-е годы прошлого века обретает новый
вид. Молодые поэты отказываются от патетики и принимают заурядность лири-
ческого «я». Поэтическая практика Хань Дуна, представителя «нового поколе-
ния», отличается простотой, разговорностью, его лирический герой—он сам.
Творчество Хань Дуна автобиографично, поэтому причины, истоки тех или
иных качеств лирического героя следует искать в русле жизни самого поэта.
Детство он провел в деревне, поэтому в стихотворениях пейзажной лирики
поэтическое «я» тоскует по сельской местности, простому труду, близости
с природой. Традиционные для китайской поэзии черты лирического героя
раскрываются в концептах природы, естественности и невинности. В стихах
же любовной тематики раскрываются иные черты лирического героя, знавав-
шего любовь, разлуки и расставания: концепты женщины, красоты, судьбы.
В стихах о дружбе лирический герой традиционен, эта тема ему близка,
отношения с другом дороги, он старается поддерживать связь с друзьями
в разлуке, терзается, тоскует, вспоминает. Лирические герои у Хань Дуна,
как и всегда, выражены местоимениями первого и второго лица, между
которыми как бы происходит диалог, что позволяет поэту напрямую обра-
щаться к читателю, а также придает произведению субъективный характер.
Наконец, стихи, в которых лирический герой раскрывается наиболее полно
и ярко — урбанистическая лирика. Лирический герой Хань Дуна — пред-
ставитель именно городской интеллигенции, как и сам поэт: многогранные
Литература стран Азии и Африки
425
1...,417,418,419,420,421,422,423,424,425,426 428,429,430,431,432,433,434,435,436,437,...562
Powered by FlippingBook