Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 151

Источниковедение и историография Китая
149
способствуют объединению или разъединению членов общества, воздействуют
на поведение каждого индивида через его эмоции и сознание, сплачивают
разные поколения в единый коллектив.
До революции костюм народов Китая не интересовал российских ученых,
а в советское время первые редкие публикации на темы, связанные с китай-
ским костюмом, начали проявляться лишь в середине 1950-х — начале
1960-х гг. Их немногочисленность позволяет считать тематический анализ
трудов, написанных до начала 2000-х гг., наиболее рациональным. Как и из
чего изготавливали одежду, какую ткань выбирали для ее изготовления, как
и с помощью чего ее окрашивали, какие способы украшения использовали
и т. д. — вот те вопросы, которые неизменно интересуют всех исследовате-
лей традиционного костюма. В рамках своей работы мы попытались выявить
и проанализировать тематическую специфику работ российских ученых.
Д. Е. Мартынов (ИВМО КФУ, Казань)
Эволюция мировоззрения Кан Ювэя в 1920-е гг.
(на материале «Лекций о небесах»)
Трактат КанЮвэя (
康有為
, 1858–1927) «Лекции о небесах» (
Чжу-тяньцзян
諸天講
) был написан в 1926 г. и опубликован в 1930 г. посмертно. Несмотря на
заглавие, это не учебник астрономии, а сочинение, касающееся, в основном,
общефилософских и космологических вопросов. Его содержание показывает,
что Кан Ювэй стал мистиком или даже метафизиком (в профанном значении),
ибо отказался от решения мировых проблем, обратившись к тому, что назы-
вал «небесным странствием» (
тянь ю
天游
). Называть его мистиком можно
по той причине, что в 1920-е годы он отказывается от ранее декларируемого
агностицизма и атеизма и обращается к предельным вопросам бытия, в том
числе о наличии в мире верховного существа, неподвластного рациональному
познанию.
Несмотря на упоминание в трактате новейших по тому времени науч-
ных и философских теорий (включая небулярную гипотезу образования
Солнечной системы или философию А. Бергсона), текст является, в первую
очередь, изложением эзотерической доктрины Кан Ювэя. Разочаровавшись
в политических средствах спасения народов Земли и обращения мира на
путь Великого единения (
Да тун
大同
), он стремился возможно шире рас-
пространить потаенную доктрину, которая ранее была доступна немногим
ученикам. Интерес к астрономии привел к очень интересному результату:
Кан Ювэй отказался от скептического отношения к религии, заметного еще
в 1910-е гг. Обратившись к сциентистской проблематике в 1880-е гг., он опи-
сывал природу человека и социальные отношения в терминологии, которая
могла бы характеризовать его как вульгарного материалиста. Поверхност-
1...,141,142,143,144,145,146,147,148,149,150 152,153,154,155,156,157,158,159,160,161,...436
Powered by FlippingBook