Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 152

Секция VII
150
ное знакомство с западной наукой как будто бы должно было подпитывать
материалистические взгляды, однако на практике получилось наоборот.
Взявшись за решение собственно философских задач, Кан Ю-вэй убедился
в неадекватности применения научного метода к проблемам, связанным
с нематериальным миром.
Ю. С. Мыльникова (ВФ СПбГУ)
Фу суй ци цзюй
夫随妻居
— матрилокальный брак
в танском Китае
В мировой синологии были выработаны различные подходы к изучению
положения и роли женщины в обществе и культуре императорского Китая, но
понимание семейного уклада остается приоритетным, ведь вплоть до новей-
шего времени для подавляющего большинства китайских женщин семья была
единственной сферой жизни, в которой они принимали самое активное участие
и в которой осуществлялась их самоидентификация.
Принято считать, что в императорском Китае на протяжении более двад-
цати веков единственно возможной моделью семейно-брачных отношений
была патриархальная, патрилинейная и 
патрилокальная
семья. Важнейшим
событием в жизни женщины было замужество, которое воспринималось
как «смена неба» (
и тянь
移天
), т. к., с точки зрения конфуцианства, отец
считался «Небом» для детей, а для замужней женщины «Небом» становился
супруг. После проведения сложного свадебного ритуала девушка переезжала
в дом мужа, становилась членом его семьи и начинала заботиться о родителях
супруга.
В китайском обществе VII–X вв. существовал и иной вариант построе-
ния семейно-брачных отношений. В материалах из Дуньхуана, эпитафиях,
художественной литературе (например, в антологии «
Тай-пин гуанцзи
»),
династийных историях содержатся упоминания о такой форме брачного
союза, когда в силу различных обстоятельств: 1) свадебный обряд устраи-
вался без участия родителей жениха, 2) после свадьбы жена продолжала жить
в родительском доме, или 3) после свадьбы муж переезжал в дом родителей
жены.
Матрилокальный
брак нашел отражение и в кодексе династии Тан:
«Что касается мужей, то, согласно «Ли»…есть те, кто после бракосочетания
переезжает в семью жены»
 1
. Цель доклада — проанализировать данный тип
брака с точки зрения взаимоотношений замужней женщины с родительским
домом в эпоху Тан (618–907).
1
Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 1–8 /
Введ., пер. с кит. и коммент. В. М. Рыбакова. СПб.: Петербургское Востоковедение,
1999. С. 86.
1...,142,143,144,145,146,147,148,149,150,151 153,154,155,156,157,158,159,160,161,162,...436
Powered by FlippingBook