Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 220

Секция XI
218
Таким образом, начиная с Ш. П. Диопа, можно говорить о наличии новой
исторической школы, возникшей на периферии мировой науки. Она развива-
лась изолированно, питаясь главным образом из одного источника — концеп-
ции негритюда, однако со временем, в условиях глобализации, очевидны стали
тенденции к универсализации исторических знаний и включению истории
континента во всемирно-исторический контекст.
А. С. Гриб (Rupert Charles University of Heidelberg, Germany)
Коранические доски мусульманской Африки
в собраниях Лондона и Парижа
В последнее время в Европе и Америке возрастает интерес к материальной
культуре мусульманской Африки. Ряд выставочных проектов по этой теме пла-
нируется в ведущих мировых музейных и исследовательских центрах Европы,
в том числе, Лондона и Парижа.
Доминантными аспектами являются письменности
аджами
и кораниче-
ская каллиграфия. Эмблемой последней в мусульманской Африке по сей день
служит кораническая доска
алло (лаух, валаха)
, на которой дети осваивают азы
каллиграфии и арабской грамоты. Такие коранических школы с использованием
доски в качестве основного писчего материала распространены в локальных
центрах Сомали, Сенегала, Гвинеи, Мавритании, Мали, Судана, Нигерии,
Коморских островов. Традиции Морокко и Алжира на данный момент пред-
ставляются наиболее музеефицированными.
Настоящий доклад — промежуточный результат работы по проекту моно-
графии по кораническим доскам обозначенного региона. Работа проводилась
в коллекциях Лондона и Парижа — музея Бранли, Британского музея, коллек-
ции Халили и Британской библиотеки. Составлен анализ в соответствии с реги-
ональной и функциональной типологиями, а также выявлен символический
репертуар: «телесная», «поверхностная» и «изобразительная» символика.
Исследованные памятники относятся к периоду второй половины/конца
XIX — XX в. и представляют традиции Западной, Восточной и Северной
Африки. Доски различаются по форме, типу почерка и декора, подразделяясь
на учебные, парадные (используются в качестве сертификата об окончании
коранической школы, а также в свадебном ритуале) и магические/ритуальные.
В качестве вспомогательного материала для анализа привлекались также кале-
басы, текстиль и амулеты с изображением досок.
Крупнейшая коллекция африканских коранических досок в Европе—собра-
ние музея Бранли—насчитывает свыше 200 экспонатов. 25 досок Британского
музея представляют наиболее яркие образцы региональных типов. Две кора-
нических доски Британской библиотеки происходят из Сомали, а коллекции
Халили принадлежит доска суданского типа.
1...,210,211,212,213,214,215,216,217,218,219 221,222,223,224,225,226,227,228,229,230,...436
Powered by FlippingBook