Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 268

Секция XII
266
Богазкёя (вторая четверть — середина VII в. до н. э.) найден псалий «альтер-
нативного» типа — трехпетельчатый железный с загнутым окончанием.
В 1984 г. в могиле 30 (84М30) могильника Чаухугоу I на южных склонах
Восточного Тяньшаня (уезд Хэцзин, Синьцзян) был обнаружен трехдырчатый
пластинчатый костяной псалий со скульптурно моделированной головкой
барана на одном конце (второй обломан); материал был опубликован в 1988 г.
По дереву из погребальной конструкции могилы 84М30 была получена радио­
углеродная дата ZK-2037: 2720±90 BP, что c вероятностью 94% соответствует
отрезку 1200–750 CalBC.
В конце 1997 г. была опубликована пара трехдырчатых костяных псалиев
с изображением головыживотного на одном конце и конского копыта на другом.
Они происходят из кургана 26 могильника Карбан I в Горном Алтае. Это клас-
сический памятник бийкенской культуры, который, по аналогии конструкции
и погребального обряда с материалами могильника Семисарт I, можно отнести
ко второй половине VIII — первой половине VII вв. до н. э. 
Поскольку от ближайшей находки in situ костяных трехдырчатых псалиев
с головой животного до Чаухугоу и Карбана по прямой насчитывается не
менее 3500 км, в публикациях 1996–1999 гг. (Ковалев, 1996; 1998; Kovalev,
1999) я выдвинул предположение о миграции европейских скифов именно
с территории Джунгарии.
Не прошло и десяти лет, как в Синьцзяне появились новые свидетельства
широкого распространения здесь костяных трехдырчатых псалиев со зверино-
головым навершием в раннескифскую эпоху. В Турфане на могильнике Янхай I
(уездШаньшань) наборы таких псалиев были обнаружены в восьми комплексах:
в могилах М5, М6, М29, М44, М90, М101, М119, М164. При схожести кон-
струкции псалиев из Янхая с собственно скифскими они представляют собой
особый вариант, без скульптурного изображения копыта на нижнем конце.
Навершие псалиев, как и на западе, представляет голову барана, лошади, орла.
Разнообразие находок и стремление хозяев их использовать, что называется, «до
последнего», даже в обломках, подтверждает наше предположение о том, что
само население, оставившее могильник Янхай, такие псалии не производило,
а получало эти предметы извне — от соседствующих кочевых племен.
В Синьцзяне, в отличие от других регионов, пластинчатые псалии (как про-
стейшие пластинки, так и уплощенные с выпуклой поверхностью) составляют
абсолютное большинство (80%) из числа найденных костяных трехдырчатых.
При этом бронзовых псалиев в памятниках раннескифского времени Синьцзяна
найдена всего одна пара — в долине Или, на казахстанской границе.
Дополнительным подтверждением нашей гипотезы стало выявление
в Джунгарии в «чемурчекском» контексте древнейших (по крайней мере
XXV–XVIII вв. до н. э., возможно переживание) статуарных памятников, наи-
более близких к скифскому канону (Ковалев 1999, 2000, 2012).
1...,258,259,260,261,262,263,264,265,266,267 269,270,271,272,273,274,275,276,277,278,...436
Powered by FlippingBook