Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 271

Источниковедение и историография Древнего Востока
269
Н. В. Макеева (ВФ СПбГУ)
История исследования Папируса UC 32157
Текст Лахунских гимнов Сенусерту III (1872–1853 до н. э.) был впервые
издан в 1898 г. Благодаря вниманию со стороны представителей Берлин-
ской филологической школы он вскоре вошел в учебники и хрестоматии по
среднеегипетской литературе и до сих пор остается одним из первых текстов,
с которыми сталкивается студент, изучающий египетский язык.
Общий подход к тексту был задан его первыми исследователями. С тех
пор было скорректировано понимание отдельных фраз, даны две не вполне
удачные попытки анализа поэтической структуры текста. Тем не менее,
осмысление общей структуры текста и его роли в корпусе среднеегипетской
литературы остается невыполненной задачей. Возможно, нуждается в пере-
смотре традиционное представление о Лахунских гимнах как сборнике
устных текстов, созданных для исполнения «народом» во время церемонии
прибытия царя.
Н. А. Маккавеев (МГУ, Москва)
Об особенностях денежного обращения в царстве Харакена
Несмотряна выгодноеположениенамеждународных торговыхпутях,Харакена
(Месена) с середины I в. до н. э. по середину I в. н. э. постепенно перестает чеканить
серебро и переходит в основном на бронзовые тетрадрахмы, в нач. I в. н. э. выпу-
ская также мелкую свинцовую монету. Примерно тогда же соседнее с Харакеной
царство Элимаида тоже переходит с серебра на бронзу и свинец, а в Восточной
Аравии бронзовые эмиссии начинают преобладать над серебряными.
Качество монет не всегда отражает состояние экономики. Так, свинцовые
монеты выпустил Шапур I и он же повысил пробу чеканного серебра до 94 %.
Кроме того, нельзя смешивать вопросы о состоянии экономики и о платежеспо-
собности государства. Например, Карфаген, обремененный крупной контрибу-
цией по результатам II Пунической войны, начинает портить монету, хотя упадка
городской экономики по археологическим материалам не наблюдается.
Судя по кладам, в I в. н. э. в Харакене использовались даже очень старинные
иностранные монеты. Высказывалась гипотеза, что именно эта ситуация отра-
жена в Вавилонском Талмуде, согласно которому, если государство изымет из
обращения монеты определенного типа, то отдавать ранее взятый долг следует
уже новой монетой, но в Месене его можно платить и старыми деньгами (Бава
Камма 96б–97б). Хотя следует помнить, что данный текст относится к более
позднему времени конца II — начача IV вв.).
По нашей гипотезе, ранние Сасаниды, повысив вес и пробу серебра при-
мерно на 30%, могли изъять старые монеты из обращения, чтобы они не
1...,261,262,263,264,265,266,267,268,269,270 272,273,274,275,276,277,278,279,280,281,...436
Powered by FlippingBook