Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 270

Секция XII
268
2) описать процессы, в ходе которых отдельные сельские поселе-
ния Великой Месопотамии превращались в крупные городские системы
(IV тыс. до н. э.);
3) исследовать роль экологического и этно-культурного факторов в форми-
ровании разных вариантов урбанизма и государственности.
Д. А. Кукина (Истфак, СПбГУ)
Периодизация и хронология тагарской культуры.
Историографический аспект
Несмотря на долгую историю изучения тагарской культуры, многие
ключевые вопросы все еще остаются не решенными. Основными часто дис-
кутируемыми в литературе проблемами являются хронология культуры и ее
периодизация. Поэтому суть работы—детальное рассмотрение всех взглядов
на эту научную задачу с целью поиска путей для ее решения в дальнейшем.
Первая научная периодизация минусинских древностей была сделана
С. А. Теплоуховым. (Теплоухов, 1929). В основу выделенных 4 этапов было
положено расположение курганов на могильных полях, различие в устрой-
стве надмогильных сооружений, погребениях и инвентаре. Практически
параллельно С. В. Киселевым была сделана еще одна периодизация куль-
туры, в которой автор делит ее на три стадии. Существенным отличием этой
периодизации было отнесение С. В. Киселевым начала культуры к X в. до
н. э. Позже даты стадий были пересмотрены автором в сторону их омоложения
(Киселев, 1951).
М. П. Грязнов предложил названия для четырех этапов по наиболее харак-
терным памятникам и датировал их VII–I вв. до н. э. (Грязнов М. П., 1968).
Позднее М. П. Грязнов добавил в свою периодизацию еще три переходных
периода. В настоящее время обоснованность дробных периодизаций и вос-
приятие приведенных выше периодов как этапов вызывает у исследователей
сомнение. Вероятно, что они отражают какие-либо локальные группы памят-
ников, а не процесс изменения всей культуры.
Накопление большого количества нового материала привело к возвращению
большинства исследователей к трехчленному делению тагарской культуры на
раннетагарский, среднетагарский и позднетагарский периоды. Распростране-
ние в науке радиокарбонного метода датирования привело к значительному
удревнению датировок раннетагарских памятников (до X–XI вв. до н. э.). Также
существует и совершенно новый взгляд Д. Г. Савинова, который предлагает
заменить понятие тагарская культура на понятие тагарская археологическая
общность, что в корне меняет подход к периодизации и хронологии (Сави-
нов Д. Г., 2012). Из всего вышесказанного становится очевидной необходимость
подробного анализа всех точек зрения на проблему.
1...,260,261,262,263,264,265,266,267,268,269 271,272,273,274,275,276,277,278,279,280,...436
Powered by FlippingBook